al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

о "вечной" парадоксальной и патологической коммуникации

Касательно социального неравенства и власти. Наблюдения за семейной динамикой позволяют сделать предположение, что искуственно вызванное торможение в развитии, индуцирование спутанного сознания и прочей патологической симптоматики служит (или является частью некоего процесса) делу патологической коммуникации, являясь частью сложных отношений зависимости. Когда сознание одного (одних) участников коммуникации спутывается (запутывается), тогда гораздо легче им манипулировать, говоря, что ты "на самом деле" знаешь что он "действительно" хочет и т.п. И лично я не вижу принципиальной разницы между зловещей шизогенной мамочкой (или родителями) и так называемой властной "элитой", объявляющей, что "разумное меньшинство должно «распознавать невежество и идиотизм масс» и не поддаваться «демократическому догматизму, согласно которому простые люди наилучшие судьи собственных интересов». Не они наилучшие судьи, а мы. Массы следует контролировать ради их же блага, и в наиболее демократических обществах, где сила не применяется, социальным менеджерам придется обратиться к «совершенно новому методу контроля, в значительной степени с помощью пропаганды». (Хомский "Прибыль на людях").
Раньше "темноту" и "невежество" создавала элементарная неграмотность и тоталитарные метанаррации, сейчас система массово производит, условно говоря, шизофренического субъекта, растворяющегося и раскалывающегося, (временами впадающего в ступор или в агрессию) в мощных потоках противоречивых и парадоксальных внешних влияний разного толка. Как тут не вспомнить блестящее "шизофреническое" эссе Бодрийяра "В тени молчаливого большинства, или конец социального".
Маркс с Энгельсом гениально описали процесс разделения общества на классы, но они тогда не могли учитывать психологических аспектов. Инструментария теоретического не было еще. Это к вопросу о том, почему пролетариат, да и все угнетенные слои общества никак не могут вырасти и дорасти до изменения системы. Некогда установившиеся "правила" социальной игры, правила коммуникации непрестанно самовоспризводятся, как в шизофренических семьях. И я думаю, что такие концепты, как делезовская номадическая сингулярность были изобретены во многом благодаря творческой реакции на эту сверхсложную парадоксально-патологическую ситуацию.
К слову сказать, в ходе революции 1917 года, да и потом, далеко не все патологические и репрессивные паттерны были устранены, да много просто не видели и не понимали. Вот и сохранилось и классовое общество, и угнетение, пусть в измененном виде. Хотя, конечно, в двух строках глупо пытаться ставить исчерпывающий диагноз столь сложным процессам.
Общества, по сути, непрестанно производит тех (и их множество...), кто, якобы, не способен сам решать важные вопросы, неспособен самостоятельно думать и т.п., а следовательно сразу появляются те, кто "знает за них" (а сейчас даже реклама "знает" все тайные желания и мечты индивида))), на деле-то это система их пытается производить))). Вот с этим нужно разбираться.
Из "Прагматики..." Вацлавика:
"Одиннадцатый пример. Мать, беседуя по телефону с психиатром своей дочери, больной шизофренией, жалуется, что ее дочь опять заболевает. Обычно это означало, что девушка стала более независимой и спорит с ней. Например, недавно дочь переехала в собственную квартиру, и мать этим отчасти обеспокоена. Врач попросил привести пример ее странного поведения, и мать сказала: «Хорошо, например, сегодня я хотела, чтобы она заехала ко мне пообедать, и у нас состоялся длинный разговор, потому что она не думала, что она хочет прийти». Когда психиатр спросил, чем же закончился разговор, мать сердито сказала: «Ну, я, конечно, смогла уговорить се прийти, потому что на самом деле, я знала, что она никуда не денется, и у нее не было больше сил говорить мне «нет». С точки зрения матери, когда девушка говорила «нет», на са-мом деле это означало, что она хочет прийти, потому что мать лучше знает, что происходит в спутанном сознании дочери. Но что же будет, если дочь скажет «да»? «Да» не означает «да», это только значит, что у дочери нет сил, чтобы сказать «нет». Таким образом, и мать, и дочь связаны таким парадоксальным образом."

"...Третий пример. Возможно наиболее частой формой, в которой парадокс проявляет себя в прагматике человеческой коммуникации, является предписание, требующее специфического поведения, которое по своей природе может быть только спонтанным. Следовательно, прототипом такого сообщения является «Будь спонтанным!». Любой, кто противостоит этому предписанию, находится в несостоятельной позиции, потому что для того чтобы подчиниться, ему приходится быть спонтанным в пределах области согласия — неспонтанности. Предлагаем некоторые варианты этого типа парадоксальных предписаний:</p>

(а) Вы должны любить меня...


(б) Я хочу, чтобы ты мне приказывал (требование жены


к своему пассивному мужу).


(о) Вы должны радоваться, играя с детьми, как это делают другие отцы.


(г) Не будь таким покорным (требование родителей к


своему ребенку, который по их мнению слишком от них зависит).


(д) Вы знаете, что вы вольны уйти, дорогая; не пере


живайте, если я начну кричать (из романа У. Стай-


рона (W. Styron) (150, стр. 33).


Постоянные посетители суперборделя в пьесе «Балкон» Женэ (Genet) сталкиваются с той же дилеммой. Они платят девушкам за то, чтобы они исполняли комплиментарные роли, необходимые для того, чтобы клиенты могли реализовать свои сокровенные грезы, но остается и притворство, потому что клиенты все-таки знают, что грешник — это «ненастоящий» грешник, вор — это «ненастоящий» вор и т. д. Подобным образом такая же проблема есть и у гомосексуалиста, который стремится к напряженным взаимоотношениям с «настоящим» мужчиной только для того, чтобы обнаружить, что последний - - всегда должен быть другим гомосексуалистом. Во всех этих случаях другой в наихудшем случае откажется подчиниться, а в наилучшем — сделает что-то правильное по плохой причине, и тогда «плохая причина» уступит сама. В понятиях симметрии и комплиментарное™ эти предписания парадоксальны, потому что они требуют симметрии в области отношений, определенных как комплиментарные. Спонтанность расцветает при свободе и исчезает под давлением."
...
"«Когда дети осознают гнев и враждебность родителя, как это часто бывает, родитель немедленно начинает отрицать, что он сердится, и настаивать на том, чтобы ребенок с этим согласился. Таким образом, ребенок оказывается перед дилеммой — либо верить родителю, либо своим чувствам. Если он верит своим чувствам, то он сохраняет свое понимание реальности, если он верит родителю, то он сохраняет необходимое взаимоотношение, но разрушает свое восприятие реальности» (80, стр. 143). (Для подобного паттерна Лэйнг (89) ввел понятие мистификации.)" Целиком раздел 6.42. Примеры прагматических парадоксов здесь
От себя замечу, что некоторая, прямо скажем, близорукость Пола Вацлавика в отношении системы, в которой он жил и работал - вполне понятна и распространена (я имею ввиду примеры, завязанные на критике сталинизма, пусть и справедливой, но только сталинизма, ну и японцев еще))), но никто не мешает нам просто пользоваться этой теорий как микроскопом для изучения любой системы.
Тема ОЧЕНЬ большая.
Я бы выделил идиотские предписания в духе - будь спонтанным, свободным, счастливым...
Так они же кругом, надо просто вдуматься и всмотреться. Быть может, я где-то несколько "притяну за уши", но вот что я причисляю к этой категории.
Призывы к самоорганизации))) Но это же бред - общество, люди ДОЛЖНЫ самоорганизовываться)))
Призывы к активности - это очевидно, так как активность может идти только изнутри. Но как любят призывать к активности всех - детей, супругов, целый народ, трудовой коллектив, избирателей... Ну понятно, что не хотят говорить - "выполняй мои команды"...)))) Понятно, кстати, что никакого коммунизма таким путем не построишь. Равно как и "истинно" "демократического" общества. Ложь - она кругом. Как и патологическая коммуникация.)))
Еще. "Волеизъявление" народа, ага)))
Да вообще, что такое "общество заботы"???, "заботящееся" о благосостоянии, счастье, комфорте, уюте, возможностях для самореализации и т.п. своих граждан??? Что такое "администрирование жизни"?????))))

Subscribe

  • Об уровнях обучения. Примеры

    Уровни обучения — это, на мой взгляд, глубоко революционная (во всех смыслах этого термина) и прогрессивная концепция Грегори Бейтсона, о…

  • Литература и социальная критика

    В психотерапии есть очень полезная формулировка о разных способах восприятия и мышления проблемной ситуации — во фрейме проблеме или во фрейме…

  • Об идеологии фашизма, с т.з. психологии

    С точки зрения психологии (разных теорий). Много уже об этом писали разные фрейдо-марксисты и франкфуртцы, и мне очень нравится лекция Умберто Эко о…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment