Показатели | Официальные данные | Неофициальные данные НИИ статистики Госкомстата России | Комментарии |
Степень эксплуатации трудящихся (отношение ВВП на одного работника к его среднегодовой зарплате), в % | ~ 194 | ~ 407 | Перевожу: в России работник получает лишь четверть того, что производит, тогда как в развитых странах от 1/2 до 2/3. Если это суверенная демократия, то что такое бандитский капитализм? |
Там еще интересные данные (Разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных, в разах - 16 и 28-36; Доля населения, принадлежащего к социально деклассированным группам, в % к общей численности населения - 1,5 и 45...).
По поводу эксплуатации.
Здесь имеется ввиду эксплуатация человека в качестве рабсилы, выраженная в указанных отношениях, то есть в числах.
Но в реальности масштабы эксплуатации огромны и в цифрах их не выразить (ведь эксплуатации сейчас пытаются подвергать любое движение души, любой уголок внутреннего и личного мира человека), как не выразить таким образов всю тяжесть психологического давления на индивида, приводящего к экзистенциальной катастрофе.
Эпоха современного капитализма - это эпоха "мягкой" и скрытой тотальной эксплуатации, хватка которой не менее психологически разрушительна, чем при "явном" тоталитаризме, а возможно и более, так как здесь задействуются механизмы double bind...
Сейчас, думаю, вполне правомерно говорить о самом настоящем навязчивом стремлении к эксплуатации, подстегиваемым рынком, который, по сути, живет за счет него. Все же элементарно: рынок (капитализм) кровно заинтересован во все большем наращивании темпов производства и гиперпотребления (при любом кризисе сразу начинают трубить о необходимости стимулирования потреб.спроса), а последнее означает постоянную эксплуатацию таких черт современной личности, как тревога, депрессия, экзистенциальная пустота и отчаяние, ощущение собственной неполноценности и ничтожности и т.п., кроме того, вовсю работают технологии по производству искусственных потребностей, а обыватель этому не особо сопротивляется, так как это позволяет хоть как-то заполнить внутреннюю пустоту и остаться в "удобном" инфантильно-пассивном состоянии, получая вторичную выгоду от невроза.
В этом контексте любопытно взглянуть на проблему потребительства как на продолжение психологии эксплуататора. Обыватель идентифицируется с, так сказать, анонимным агрессором и ему далее требуется тоже кого-то эксплуатировать.
Конечно, тут исторически всегда был определенный набор сценариев для продолжения подобных патологических игр - эксплуатировали детей (в качестве продолжения самих себя, своих амбиций, для компенсации чувства неполноценности, а иной раз и сексуально), других членов семьи, вообще каких-то других, подвернувшихся, людей, домашних питомцев... Но все-таки манипулировать живыми существами не всегда легко (хотя определенный психотип и находит именно в этом особую "привлекательность"), возможны разные последствия, а вот когда достижения цивилизации предоставили обывателю "счастливую" возможность окружать себя легионами вещей, предметов, заниматься "дизайном" своего окружения... Эту наживку он и проглотил.
Потребление - сложный феномен, его можно и нужно рассматривать с разных сторон. Одна из них и состоит в том, что личная вещь - это не только знак, на чем настаивал Бодрийяр, это еще и вещь-объект эксплуатации и владения. Ведь часто даже говорят о "сроках эксплуатации"... Индивида эксплуатируют все больше, и у него появляется все большая потребность кого-то эксплуатировать, что можно интерпретировать как замещаюшие отношения (вместо человеческих, живых, основанных на иных "принципах"). Он чувствует себя винтиком в Мегамашине-социуме (как и любой корпорации, фирме), поэтому стремится сам окружать себя предметами (неживыми объектами)...
Считаю, что эксплуатация, стремление к эксплуатации должно занять свое место в МКБ, в разделе Психиатрия.