al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

смыслы

Простой, но любопытный психологический эксперимент (из "Прагматики..." Вацлавика):
"...экспериментальноя устройство, состоящее из множества кнопок. Испытуемому говорится, что на определенные кнопки нужно нажимать в определенном порядке и его задача — обнаружить этот порядок за некоторое число пробных нажатий. Далее ему говориться, что если он будет действовать правильно, то раздастся звонок. Однако, в действительности, кнопки ни с чем не были связаны, и звонок звенел совершенно независимо от действий испытуемого, а зависел от роста частоты повторения, т. е. относительно редко в начале и все чаще по мере приближения к концу эксперимента. Неизменно испытуемый, подвергаясь этому эксперименту, быстро формировал то, что мы обозначили предпосылкой третьего порядка, и чрезвычайно неохотно оставлял кнопки, даже если позже ему показывали, что его действия никоим образом не были связаны со звучанием звонка. Это экспериментальное устройство некоторым образом является микромоделью вселенной, в которой мы все осуществили свои специфические предпосылки третьего порядка, наши способы «бытия-в-мире»."
Что такое предпосылка третьего порядка?

"Давайте ненадолго вернемся к собаке Павлова (6.434), и попытаемся оттуда шагнуть в область человеческого опыта. Во-первых, мы знаем, что существует два вида знаний: знание вещей и знание о вещах. Первое — это то осознание объектов, которое передают наши чувства; это то, что Бернард Рассел назвал «знание по знакомству», а Лэнг — «наиболее прямое и чувственное знание». Это вид знания собаки Павлова, отличающей круг
от эллипса, знание, которое ничего не знает о воспринимаемом. Но в экспериментальной ситуации собака что-то быстро выучивает об этих двух геометрических фигурах, а именно то, что они каким-то образом служат признаком удовольствия и боли, и что они, следовательно, имеют значение для ее выживания. Таким образом, если чувственное восприятие может быть названо знанием первого порядка, то это последнее знание (знание об объекте) — знание второго порядка; это знание о знании первого порядка и, следовательно, является метазнанием. (Это такое же определение, которое мы уже предложили в 1.4, когда отметили, что знать язык и знать что-то о языке — это два очень различных порядка знаний.)* Как только собака поняла, что значит для выживания круг и эллипс, она ведет себя так, как будто для себя она решила: «Это мир, в котором я в безопасности до тех пор, пока отличаю круг от эллипса». Однако этот вывод не будет знанием второго порядка; это будет знание, полученное с помощью знания второго порядка и, следова-
тельно, будет знанием третьего порядка. Что касается человека, этот процесс приобретения знаний, приписывание уровней значения его окружающей среде фактически тот же самый.
Одно лишь знание первого порядка для взрослого человека, возможно, очень редкое явление. Это было бы равносильно восприятию, для которого ни прошлый опыт, ни настоящий контекст не обеспечивает объяснения, и его неопределенность и непредсказуемость, возможно, сделали бы это восприятие, вызывающим тревожность. Человек никогда не прекращает поиска знаний об объектах своих переживаний, чтобы понять их смысл для своего существования и реагировать на них согласно своему пониманию. Наконец, из полной суммы знаний, которую он вывел из своих контактов с многочисленными объектами окружающей среды, вырастает унифицированный взгляд па мир, в котором он находит себя «брошенным» (опять воспользуемся экзистенциальным понятием), и этот взгляд — третьего порядка. Есть основания полагать, что такой взгляд действительно совершенно неуместен, поскольку то, из чего он состоит, предполагает многозначительную предпосылку для существования. Кажется, что иллюзорная система параноика выполняет свою функцию как объяснительный принцип вселенной пациента так же, как «нормальный» взгляд на мир для кого-то еще*.
Можно возразить, что последний взгляд лучше адаптирован к реальности, чем первый. Но почти волшебный критерий реальности нужно трактовать с огромной осторожностью. Здесь имеется в виду обычная ошибка — молчаливое предположение о том, что существует такая вещь, как «объективная реальность», и что больные люди по сравнению с лунатиками осознают ее лучше. В целом, это предположение — слишком неудобное напоминание о такой же предпосылки, относящейся к евклидовой геометрии. На протяжении двух тысячелетий, предположение о том, что аксиомы Эвклида правильны и полностью описывают реальность пространства, не вызывало сомнения, пока не стало понятно, что геометрия Эвклида одна из огромного количества геометрий, которые не только не различались, по даже и не совпадали друг с другом."

Это все выдернуто из контекста, лучше всего прочитать всю книгу или хотя бы ее неожиданный эпилог ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ:
ПЕРСПЕКТИВЫ. Такой шаг Вацлавика в сторону экзистенциализма был очень приятной неожиданностью для меня. Коммуникативный подход мне весьма интересен, но попытки игнорировать интрапсихические процессы, равно как и экзистенциальную проблематику - это все никогда не вызывало у меня энтузиазма. Вацлавик же продемонстрировал и гибкость и мудрость: "В любом случае, для нас кажется очевидным, что точка зрения на человека, как на «социальное животное», не объясняет человека в его экзистенциальном связи, в которой его социальное окружение является только одним, хотя и очень важным, аспектом.".
А проблема поисков человеком смысла действительно крайне важна.  Тот эксперимент со звонком лишь забавное подтверждение того, насколько человеку важно находить какой-то смысл в том, что с ним происходит. Что такое "смысл" и какова его логика - вопрос сложный и, как известно, есть разные подходы к его решению. Лично мне ближе точка зрения, что мы не находим "смысл" где-то, но неким образом сами создаем то, что условно называем смыслом, мы наделяем мир какими-то значениями, и переживаем все это на эмоциональном уровне (примерно так).
И идея о предпосылках третьего порядка тоже очень неплоха.
"Отсутствие смысла — это ужас экзистенциального Ничто. Это то субъективное состояние, в котором реальность отступает или исчезает вообще, а с этим и какое-либо осознание себя или других. Для Габриэла Марсела (G. Marcel): «Жизнь — это борьба против Ничто». И больше ста лет назад Кьеркигор (Kierkegaard) написал: «Я хочу пойти в сумасшедший дом и увидеть, не решит ли пропасть сумасшествия для меня загадку жизни».
В этом смысле отношение человека с его мистическим партнером по существу не отличается от собаки Павлова. Собака быстро учится смыслу круга и эллипса, и ее мир разбивается вдребезги, когда экспериментатор внезапно разрушает этот смысл. Если мы исследуем субъективный жизненный опыт в сравнимых ситуациях, мы обнаруживаем, что судя по всему
должны предполагать действие секретного «экспериментатора» за всеми превратностями нашей жизни. Потеря или отсутствие смысла в жизни — это возможно наиболее общий знаменатель всех форм эмоциональных переживаний; это особенно оказывает влияние на современные «болезни». Боль, болезнь, потеря, неудача, отчаяние, разочарование, страх смерти или просто скука — все это ведет к ощущению того, что жизнь — бессмысленна. Нам кажется, что в его наиболее основном определении, экзистенциальное отчаяние — это болезненное разногласие между тем, что есть и тем, каким это должно быть, между восприятием и предпосылками третьего порядка.
8.6. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ТРЕТЬЕЕО ПОРЯДКА
Нет причин ограничиваться только тремя уровнями абстракции в человеческом восприятии реальности. По крайней мере, теоретически эти уровни возвышаются один над другим в бесконечной последовательности. Таким образом, если человек хочет изменить свои предпосылки третьего уровня, которые не кажутся очевидной функцией психотерапии, он может сделать это только с четвертого уровня..."
А Вацлавик цитирует Ницше: тот, кто знает зачем, выдержит почти любое как.
А я могу и еще Юнга вспомнить:
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом.
Tags: Вацлавик, экзистенциализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments