al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

чей же проект этот прохоров? :)

Путина, Кремля???? Нет: ни одно, ни второе, ни третье.  Сейчас одна главная власть - капитал. И прохоров, и путин, и весь Кремль являются "проектами" капитала (капитализма, неолиберализма), который просто пользуется разным масками. А стандартная постановка вопроса (вынесанная в заглавие поста) призвана лишь скрыть существующие реалии (то есть настоящие механизмы власти).
Джон Фишер в книге "Капиталистический реализм" очень удачно сравнивает капитализм с инопланетным существом из "Нечто" Карпентера.

В своем анализе капитализма, без сомнения, самом впечатляющем со времен Маркса, Делез и Гваттари описывают капитализм как своего рода темную потенциальную возможность, которая преследовала все предыдущие общественные системы. Капитал, утверждают они, это «неназываемая Вещь», нечто ужасное, что первобытные и феодальные общества «отвергали заранее». Но когда он все-таки приходит, капитализм приносит с собой значительную десакрализацию культуры. Это система, которая больше не управляется каким-либо трансцендентным Законом. Напротив, она декодирует все подобные коды, только для того чтобы снова установить их на ситуативном основании.
Пределы капитализма не устанавливаются в приказном порядке, но определяются (и пересматриваются) прагматично и носят импровизационный характер. Это делает капитализм очень похожим на Нечто из фильма Джона Карпентера с одноименным названием: чудовищное, бесконечно пластичное существо, способное к усваиванию и поглощению всего, с чем оно соприкасается. Капитал, говорят Делез и Гваттари, «пестрая картина из всего, что когда-либо было»; странный гибрид ультрасовременного и архаичного. В годы, когда Делез и Гваттари написали оба тома «Капитализма и Шизофрении», казалось, будто детерриториализирующие импульсы капитализма были ограниченны финансами, оставляя культуру под контроль сил ретерриториализации.

...Капитализм легко захватывает горизонты мыслимого. Джеймисон с ужасом писал о том, как капитализм проник в само бессознательное. Сегодня сам факт того, что капитализм колонизировал область грез и желаний людей, настолько бесспорен, что даже не заслуживает комментария. Было бы опасным и обманчивым воображать, что недавнее прошлое было неким райским состоянием, изобилующим политическими возможностями. Нужно также помнить о той роли, которую коммодификация играла в производстве культуры на протяжении всего двадцатого века. Однако, по-видимому, старая борьба между захватом (detournement) и рекуперацией, субверсией и инкорпорацией, закончилась. То, с чем мы имеем дело теперь - не инкорпорация материала, который, как казалось ранее, обладал подрывным потенциалом, но его прекорпорация - предварительное форматирование и формирование желаний, стремлений и надежд капиталистической культурой. Таково, например, создание устойчивых «альтернативных» или «независимых» культурных зон, которые бесконечно повторяют более старые жесты бунта и отрицания, но будто бы впервые. «Альтернативный» и «независимый» теперь не значит находящийся вне господствующей культуры, скорее наоборот, это стили, и фактически, доминирующие стили внутри мейнстрима.
И наша ситуация со всеми этими путными-прохоровыми-кремлем - прекрасная иллюстрация к этому положению дел.
Только мы имем дело с куда более серьезным монстром, чем в фильме Карпентера. Мы имеем дело не с монстром, но с властью, работающей на более тонком уровне (если угодно, тут можно использовать известные термины "молекулярное", "микровласть", "вирусы" и пр.). Все это, конечно, не исключает тактической борьбы против конкретных масок этого монстра (путина, например), но главными являются стратегические задачи. 
Но можно пойти и еще дальше. Ведь, вероятно,  все-таки не существует окончательных интерпретаций (Если угодно,не существует никакого interpretandum, которое не было бы уже interpretans - Фуко), поэтому есть смысл попытаться подумать о том, что и капитализм не является "окончательной реальностью" (сущностью).
Моя гипотеза, в самом обшем виде, отсылает к коммуникационному подходу в психотерапии (Бейтсон, Вацлавик, школа Пало Альто и пр.). Капитализм предоставляет "прекрасные" условия для постоянного самовоспроизведения различных форм патологической/парадоксальной (и патогенной) коммуникации, чертой которых являются отношения зависимости (злокачественной, всячески эксплуатируемой ). Поэтому он так и устойчив (пока). В частности, такой подход делает более понятным сложности с понимаем сути частной собственности (собственность - это, главным образом, отношения между людьми, а не к каким-то объектам). 
Tags: власть, капитал, коммуникации, постструктурализм, система
Subscribe

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…