al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

о "надругательстве" над святынями (буддистскими)

Несколько дзенских притч-историй (есть разные версии, разные варианты их перевода) в контексте истории вокруг Pussy Riot и психотического всплеска РПЦ. (ударим шизо-терапевтической силой дзенско-буддистской парадоксальности по деструктивной шизофренизации!!!!)))))

Учитель Теннен Танка однажды посетил храм и остановился там на ночь. Настоятель храма был счастлив, поскольку Теннен Танка был очень знаменитым учителем, и большим благословением храму явилось то, что он пришёл сюда. Но ночью Теннен сделал нечто такое, что поразило настоятеля храма. Ночь была холодная, и Теннен сжёг деревянного Будду, чтобы согреться. Настоятель храма был шокирован. Когда он увидел огонь в храме, он ворвался туда и обнаружил, что одна из великих статуй Будды отсутствует, а голова её обгорела наполовину. Он закричал:

— Что вы сделали? Вы сумасшедший! Вы сожгли моего Будду!

Теннен засмеялся и помешал пепел своим посохом. Настоятель спросил:

— Что вы теперь делаете? Вы, сумасшедший?

Теннен сказал:

— Я пытаюсь найти останки Будды.

Настала очередь настоятеля смеяться. Он сказал:

— Вы определённо сумасшедший. Деревянный Будда не имеет останков.

Теннен спросил:

— Вы уверены?

Настоятель ответил:

— Да, уверен. Как может деревянный Будда иметь останки?

Тогда Теннен сказал:

— «Принесите других Будд тоже. В вашем храме их много, так много вам не нужно. Ночь холодная, и я дрожу. Посмотрите, живой Будда дрожит, а деревянные Будды сидят на своих пьедесталах. Принесите их.



************************************

Жил на свете человек, всем сердцем преданный Будде. У него была деревянная статуя Будды, которой он молился и относился к ней как к святыне.

Однажды, холодной зимней ночью, он жутко замерз, почти окоченел. В доме не было ни щепки, чтобы

развести огонь и он неистово молился Будде. Будда явился испросил:

— Почему ты не сожжешь мою статую? Человек очень испугался. "Это, должно быть, дьявол

искушает меня" — подумал он. И переспросил:

— Что ты сказал? Сжечь статую Будды? Никогда! Ни за что!

Будда рассмеялся и сказал:

— Если ты ищешь меня в статуе, ты упускаешь меня. Я — в твоем сердце! Я — в молящемся. И это я дрожу в тебе! Сожги статую!
*******************************
«Когда Танка остановился в Эриндзи, в столице было так холодно, что он взял одну из статуй Будды, которые там были, и развел из нее костер. Хозяин гробницы, увидев это, очень возмутился: "Как ты посмел предать огню нашего деревянного Будду?" Танка, который что-то искал в пепле, разгребая его тростью, сказал: "Я собираю в этом пепле священную шариру". (шэ-ли - это неразрушимая субстанция, обычно овальной формы, которую, как полагают, можно найти после кремации святого".) "Каким образом, - сказал хозяин, - ты надеешься найти шариру, предав огню деревянного Будду?" - "Если я в нем не найду шариры, то позволь мне сжечь оставшихся двух Будд", - ответил Танка. Хотя в исторической подлинности этого случая можно сомневаться, он все же заслуживает внимания, и все учителя дзэна соглашаются, что Танка, который осквернил Будду, был очень высоко развит духовно. Когда впоследствии один монах спросил учителя о Танке, который сжег статую Будды, учитель сказал: "Когда холодно, мы греемся у огня". - "Правильно он сделал или нет?" -
"Когда жарко, мы идем в бамбуковую рощу к ручью", - было сказано в ответ»



.
история о монахе- ученике знаменитого Хакуина:
«В общине дзэнского наставника Хакуина был один безумный монах, вообразивший, что он постиг тождество себя и Будды. Он разорвал буддийские писания и использовал страницы в качестве туалетной бумаги. Другие монахи укоряли его, но он не обращал на это никакого внимания и со смехом отвечал: "Что плохого в том, чтобы вытирать буддийскими сутрами зад Будды?" Тогда об этом доложили Хакуину и наставник спросил безумного монаха: "Говорят, что ты используешь буддийские сутры как бумагу, с которой ходят в отхожее место. Это так?" Да, - ответил безумец. - Я сам есть Будда. Что плохого в том, чтобы вытирать буддийскими сутрами зад Будды?" Хакуин сказал: "Ты ошибаешься. Если это зад Будды, зачем же использовать старую бумагу да еще исписанную? Вытирай его чистой белой бумагой". Безумный монах устыдился и принес извинения».



************************************
Хун-жень начал искать преемника и объявил конкурс на лучшее выражение учения в стихах по теме: «дерево Бодхи — зеркало на подставке — пыль».
    Шень-сю, главный монах, которого все считали преемником учителя, не будучи уверен в своем понимании буддизма, анонимно ночью начертал на стене коридора следующие строки:

   Тело — это дерево Бодхи.
Ум — как светлое зеркало на подставке.
Не забывай протирать их постоянно,
Не позволяй им покрываться пылью!

    На следующий день учитель велел зажечь под стихами лампаду, и никто уже не сомневался в его выборе. Однако на следующее утро на стене, рядом с первым появилось новое анонимное стихотворение:
Никогда не было дерева Бодхи,
Ни чистого зеркала на подставке.
В сущности, нет ни единой вещи,
Куда же тогда сесть пылинке? 

  Патриарх, опасаясь возмущения монахов, стер стихи своей туфлей, ночью вызвал Хуэй-нена и, передав символы патриаршества: рясу и чашу для подаяния (принадлежавшие якобы самому Будде), велел затаиться, а затем бежать в горы, пока монахи не успокоятся и не признают его наследником. Хуэй-нен написал знаменитую «Алтарную сутру Шестого патриарха» («Лю-цзу тань-цзин»), являющуюся краеугольным обобщением чаньского понимания философии буддизма.
***************************************************
знаменитый диалог Бодхидхармы и одного китайского императора из династии Лин (502—549):


После вступления на трон я возводил храмы, переписывал сутры и помогал монахам. Какие заслуги я этим приобрел?
— Никаких.
— Почему никаких заслуг?
— Все это — нечистые устремления к заслугам; при помощи их добиваются созревания ничтожного плода рождения в форме человека или дэва. Они подобны теням, следующим за формами, но сами по себе не являются реальностью.
— Тогда что же представляют из себя подлинные заслуги?
— Это чистое знание, чудесное и совершенное. Его сущность — пустота. Таких заслуг невозможно достичь при помощи мирских средств.
— А каков первый принцип священной истины?
— Беспредельная пустота и ничего святого.
— Кто же тогда стоит предо мной?
— Не знаю.



Tags: буддизм, дзен, оптимизм, шизо
Subscribe

  • О системе кредитования и субъективности типа "должник"

    Появились публикации о новом исследовании отечественных социологов: долговая мораль россиян в условиях атомизации. Там же ссылки на другие материалы…

  • Covid-имплозия

    Думал, что во время Ковид-кризиса буду больше писать в ЖЖ, но как-то не получается. Хочется использовать эти площадки для того, чтобы делиться чем-то…

  • Счастье? — Спасибо, нет! Жижек.

    Хорошая тема, сделал небольшую подборку, но, как обычно, не все туда попало, ибо тема эта еще и очень широкая. По ссылке - Жижек, социолог Ева Иллуз…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • О системе кредитования и субъективности типа "должник"

    Появились публикации о новом исследовании отечественных социологов: долговая мораль россиян в условиях атомизации. Там же ссылки на другие материалы…

  • Covid-имплозия

    Думал, что во время Ковид-кризиса буду больше писать в ЖЖ, но как-то не получается. Хочется использовать эти площадки для того, чтобы делиться чем-то…

  • Счастье? — Спасибо, нет! Жижек.

    Хорошая тема, сделал небольшую подборку, но, как обычно, не все туда попало, ибо тема эта еще и очень широкая. По ссылке - Жижек, социолог Ева Иллуз…