al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"лягушки" в городе :)

Нетривиальный факт состоит в том, что мы почти никогда не замечаем тенденций в изменении нашего состояния. Существует квазинаучная легенда о том, что если заставить лягушку сидеть спокойно в горшке с холодной водой, и если затем очень медленно и постепенно повышать температуру этой воды, так что не будет никакого выделенного момента, в который лягушка должна подскочить, то она никогда не подскочит. Она сварится. Не сидит ли в таком же горшке и современное человечество, меняющее свое окружение медленно возрастающим загрязнением и разлагающее свой разум медленно угасающей религией и образованием?
Грегори Бейтсон.

Есть хороший сайт http://oldmos.ru, где можно посмотреть старые фотографии Москвы. Лично мне, наверное, наиболее интересны фотографии периода, не выходящего за рамки моей собственной жизни, то есть того периода, о котором у меня сохраняются свои воспоминания (или, по крайней мере, не выходящие далеко за его пределы), пусть далекие и размытые. Нашел там фотографии своего родного района, в котором живу с самого детства. Фотографии очень удачные и, по сути, у меня получилась этакая спонтанная медитация, после которой я понял, где я в них "увидел" бартовский punktum. На самом деле, я его "увидел" лишь соотнося эти фотографии со своими воспоминаниями, а также с тем, что вижу сейчас каждый день. Современные фотографии выкладывать нет смысла, так как этот район, как и все другие, практически превращен в странноватое место для автостоянки, размещения рекламы где только можно, и торговых точек (+ потоки машин, людей, людей-машин и т.п.))).
Пунктум, который меня "уколол" - это свободное пространство. Воздух. Жизнь.
В таком месте взгляд спокойно и свободно блуждает по пространству, где почти попыток как-то "программировать" восприятие, действия и психику в целом; внешних агрессивных раздражителей-стимулов тоже нет, поэтому больше условий для "свободного" течения мыслей и воображения.
Сейчас взгляд обывателя постоянно пытаются перехватить то реклама, то кричащие о социальных различиях марки автомашин или новые "элитные" высотные новостройки, возводимые среди стареньких 5-этажек  - городское пространство сейчас агрессивно-манипулятивно-коммуникативное, оно как-бы требует постоянного слияния с собой и очень напоминает ту мать-ведьму Винникотта, которая "знает" все желания ребенка лучше, чем он сам).
Вернемся в старым фото. Рекламы нет, причем  практически в любом ее виде. Реклама - это безумие. Это и проявление безумия, и одна из его "причин" (это если мыслить нелинейно, циклически). Она напоминает то ли обессивно-компульсивное расстройство, то ли "голоса", которые постоянно звучат в голове шизофреника, преследуя его даже когда он удаляется от города по автомагистралям.
Когда не было торговых точек (служащих, понятно, новому "богу" - Капиталу и его ускоренному обращению), то было больше места, где люди просто ходили (сейчас траектории молекул куда  более запрограммированы), было больше травы, да и сама трава была "обычной", а не "искусственной", как сейчас. (Еще Делез и Гваттари писали о том, что Запад утрачивает ризому - я вот и вижу очень много даже не древовидного, но синтетического)). Да много чего можно написать.
Сейчас городское пространство оставляет у меня впечатление безжизненно-синтетического. Вот еще близкое мне восприятие - Бордрийяр "Город и ненависть"
И остается вопросы без ответа - как  же так? почему? зачем?
Лягушки сварились.
Думаю я, что вот пока социально-экономическое устройство общества требует от человека того, чтобы он был не человеком, но... не лягушкой, конечно, но винтиком, функцией и рабом, пока в нем ризома будет ломаться, то вот и будут "вариться".
фотографии (совершенно обычные, даже банальные) предположительно самого конца 60-х.







Tags: Бейтсон, Москва, СССР, антикапитализм, живые системы, психоанализ, ризома
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments