Внешнее разрастание коммуникации и информационных потоков происходит, возможно, как раз в связи с дефицитом способности к метакоммуницированию. Фрейд считал, что когда ребенок ребенок начинает задавать родителям множество вопросов о том, о сем, то "на самом деле" он хочет задать один главный вопрос - о "первичной сцене". Здесь мы не будем подвергать деконструкции эту фрейдовскую иллюзию (хотя это весьма неплохой пример попытки сведения множественности к Единому), но просто немного переделаем это утверждение - разрастание "обычной" коммуникации происходит от невозможности задавать вопросы о самой коммуникации и об отношениях (о власти и зависимости).
Эту ситуация отчетлива видна на примере разных теле-радио дискуссий. Какой смысл обсуждать какие-то частные (или более серьезные) проблемы, если от мнения "простых людей" не зависит ровным счетом ничего? Если что-то и обсуждать, то как раз именно то, почему все обстоит таким образом и что делать, чтобы ситуацию изменить. А это значит поднимать "экстремистские" вопросы о сущности власти и иерархий, ставить под сомнение сами основы организации социума. На мой взгляд, существование власть, классов и иерархии, как таковой, становится все менее совместимым с возможностью выживания человечества. Понятно, что если часть нашего общества ставит в тупик вопрос: "Если не путин, то