al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

все части общества образуют круг - 2

(начало) К сожалению, это очень распространенное явление, когда воистину выдающиеся представители какого-либо направления в психологии или психотерапии (да это вовсеместное явление, на самом деле) не могут выйти за определенные границы, устанавливаемые культурно-исторической средой.
Разочарования семейной терапии:

"Оборачиваясь назад, трудно передать то волнение и оптимизм, которые питали семейную терапию в золотой век. По всей стране открывались учебные центры, на рабочих семинарах яблоку негде было упасть, а лидерам движения рукоплескали не хуже, чем рок-звездам. Активные и убедительные интервенты, они заражали своей самоуверенностью. Минухин, Витакер, Хей-ли, Маданес, Сельвини Палаццоли - все они, казалось, выходили за рамки привычных форм разговорной терапии. Молодым терапевтам необходимо вдохновение, и они находили его. Они учились у мастеров, и мастера становились легендой.
Где-то в середине 1980-х гг. наступила реакция. Несмотря на оптимистические прогнозы, эти активизирующие подходы не всегда срабатывали. И тогда поле отомстило тем, кого идеализировало, поставив их на место.
...К концу десятилетия лидеры главных школ устарели, их влияние ослабло. Что когда-то казалось героическим, теперь представлялось агрессивным и подавляющим. Ряд проблем - феминистская и постмодернистская критика, возрождение аналитических и биологических моделей, волшебное средство «прозак», успех программ восстановления, подобных Анонимным Алкоголикам, безобразные факты избиения жен и жестокого обращения с детьми, которые поставили под вопрос мнение, что семейные проблемы - всегда продукты взаимоотношений, - все это поколебало наше доверие к моделям, которые мы считали истинными и принимали за рабочие."

А почему, собственно, не сделать шаг влево???? К марксизму, то есть. Да хоть к любому варианту неомарксизма. Подозреваю, что такие попытки были, но переведятся лишь крохи...
Почему же они так узко расмматривали проблемы коммуникации?????? Ведь шаг к биологии - плохое направление при рассмотрении данных проблем. Почему на начать мыслить во фрейдо-марксистком направлении, добавив выдающиеся разработки из коммуникационного подхода и семейной терапии? В принципе, понятно почему. Но это дейтвительно ограниченное мышление - так виртуозно анализировать коммуникационные девиации внутри семей, но старательно обходить стороной особенности коммуникации в условиях рынка,капитализма, фиктивной демократии, ложь в отношениях между государством (Властью) и личностью, собственником и наемным работником... и т.п.

Из плеяды культовых фигур семейной терапии очень интереснен Натан Аккерман, пришедший в нее из психоанализа. То, что рождается на стыке разных подходов часто очень интересно.
А идея о том, что интрапсихический конфликт поддерживает интерперсональный конфликт, и наоборот - это я полностю поддерживаю, добавляя сюда и конфликты в социальной сфере.



"Натан Аккерман был практикующим психоанализ детским психиатром, который и в своей первооткрывательской работе с семьями остался преданным психоаналитическим корням. Хотя его фокус на интрапсихическом конфликте, возможно, и представляется менее инновационным, чем внимание группы Пало-Альто к коммуникации как к обратной связи, у него имелось обостренное чувство к общей организации семей. Семьи, говорил Аккерман, могут представлять собой видимость союза, но быть в основании эмоционально расколотыми на конкурирующие группировки. Это положение можно считать родственным психоаналитической модели личности, которая, несмотря на свою кажущуюся целостность, в действительности подразумевает конфликт, запущенный непримиримыми в своей борьбе влечениями и защитам.
...В то время как другие семейные терапевты принижали значение психологии личности, Аккермана всегда интересовала как внутренняя жизнь людей, так и то, что происходит между ними. Он никогда не забывал о чувствах, надеждах и желаниях. Фактически модель семьи у Аккермана походила на хорошо известную психоаналитическую модель; только вместо проблем сознательного и бессознательного он говорил о том, как семьи сталкиваются с некоторыми проблемами, избегая и отвергая другие, особенно те, которые подразумевают секс и насилие. Он рассматривал свою работу в качестве терапевта как нарушителя покоя, выносящего секреты семьи на свет.
В «Лечении проблемной семьи» (Akerman, 1966a) Аккерман показал свое пренебрежительное отношение к учтивости и притворству краткой клинической иллюстрацией...
...Аккерман не считал, что следует всегда или по возможности оставаться нейтральным и объективным; напротив, он полагал, что справедливый баланс в конце концов достигается движением туда-сюда, оказанием поддержки то одному, то другому члену семьи. Порой он был беззастенчиво прямолинейным. Если он полагал, что кто-то лжет, то так и говорил об этом. Критикам, которые считали, что такая прямота может вызвать слишком сильную тревогу, Аккерман возражал, что люди получают большее успокоение от честности, чем от лживой обходительности.
...Аккерман рассматривал семейные проблемы как продукт конфликта. Он говорил, что конфликты внутри личности, между членами семьи, между семьями и обществом вообще следует выявлять и разрешать, если нужно залечивать психологические травмы. Конфликты между и внутри членов семьи связаны в систему замкнутой обратной связи; то есть интрапсихический конфликт поддерживает интерперсональный конфликт, и наоборот (Ackerman, 1961). Чтобы обратить симптоматийные нарушения, терапевт должен привести конфликт в открытую форму, в поле семейных интеракций, где могут быть найдены новые решения. Пока конфликт остается локализованным внутри личностей, считал Аккерман, психопатология останется фиксированной.
...Аккерман внес весомый вклад в семейную терапию: он был одним из первых, кто предположил возможным лечение целых семей и благодаря своей изобретательности и энергичности реально воплотил это. Не далее как в конце 1940-х гг. Аккерман указал, что терапия членов семьи по отдельности без рассмотрения конфигурации семьи часто бесполезна. В 1954 г. он рекомендовал обследовать целые семейные группы и выстраивать терапию согласно этим оценкам как для семейной группы, так и Для отдельных членов семьи.

...Возможно, наиболее бессмертный вклад Аккермана - это его последовательный акцент на отдельных личностях и целых семьях; он никогда не терял из виду личность в системе."

Tags: Аккерман, живые системы, коммуникации, фрейдомарксизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments