al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

И еще о 1968, и не только о нем

 И все-таки, и все-таки, пока достаточно большие массы людей не научаться разбираться в своих головах, в своей психологии никакие революции и иные проедразования не приведут к желаемому результату.  Даже после каких-то позитивных подвижек, мы получим лишь новые формы рабства, зависимостей, новые формы растворения человеческой личности в новых идеологиях, в видоизмененной лишь внешним образом репрессивной Системе, цель которой - превратить человека в бессознательный винтик. 
Пока люди не научаться разбираться со своими страхами, комплексами, глубинными психологическими зависимостями и вообще в самих себе, в своем бессознательном, а также в социальных кодах и стереотипах, пронизывающих все и вся, в различных дискурсах, пока они не сформируют у себя способность к самостоятельному  и критическому мышлению и пока не они не смогут начиться относиться к существующему социальному порядку и прочим явлениям социо-культурно-экономической сферы ни как к чему-то "естесственному" и "непреложному", "единственно верному", а будут видеть их исторический, т.е. преходящий характер, пока человек не научится Сам делать свой выбор, самому определять системы ценностей и ориентров, самому строить  свою жизнь и отвечать на вопросы, которые ставит перед ним жизнь - все самые лучшие начинания будут уходить, ну если не в песок, то не приводить к окончательной цели.
И это показывают все революции. Даже если репрессивная система расщатана и опрокинута, затем следует страх, идущий именно о  неспобоности действовать самостоятельно, растерянность, чувство вины. Революция становится похожей просто на банальный эдипов бунт.  Быстро ищутся и находятся новые Отцы-Тираны, которые устанавливают даже еще более репрессивную систему. или дети-бунтовщии сами становятся новыми Отцами-Тиранами. И все. 
Или вот другой пример - религия. Первоначально вроде она должна была служить делу спасения человека. Однаком затем она довольно бустро становилась частью репрессивной системы и служиила преимущественно делу угнетения, подавления. Это касается не только христианства, буддисты, даосы, индуисты везде, где их религия становилась государственной, также участвовали в репрессиях, в одурманивании. 
Потом появились психология и пситхоанализ - опять двадцать пять. Вроде бы их цели - самопознание, психотерапия, но жизнь показыает с какой легкостью и психоанализ, и психология, психотерапия, и психиатрия становятся также частью системы и не только не помогают делу самопознания, но и служат делу создания новых иллюзий. Даже тот же психоанализ нередко выглядит просто как процецура внедрения в голову анализанда новой системы психологических представлений и иллюзий при помощи установления сильной его эмоциональной зависимости от аналитика. (я говорю сейчас об искажениях практик, но не об их сути).
Тоже самое  нужно сказать и в адрес других благ цивилизации, таких, как наука и образование. 
В общем, пока человек не научится "работать" со своим бессознательным (т.е. не начится разбираться в себе) и не научится не принимать слепо извне какие-либо системы координат, толку не будет ни от чего.
При этом я далек от психологизма, я не думаю, что психология решает и решит все. Ведь психология человека - это не какая-то замкнутая в себе самой субстанция, закрытая от социума и подчиняющаяся лишь таинственным закономерностям взаимодействия сознания и бессознательного. Психология - глубоко социальна, да и бессознательное также социально в огромной степени. Не может быть никакого психологического развития вне социума, вне культуры. Социум влияет на психологию, на бессознательное, псоледние, в свою очередь, - на социум; между ними существуют сложные взаиимосвязи.  Социально-экономическая система достаточно консервативна + еще имеются интересы реально господствующих классов, пользующихся плодами этой системы и также не заинтересованных в ее изменении.  Поэтому Система самым активным образом препятствует психологическому развитию масс, выдавая, как обычно, существующий порядок вещей - текущие экономические и социальные отношения, ценностные ориентиры,  за естесственные, "оптимальные" или единственное верны или даже "научно обоснованные". Раньше людей убеждали, что существующий порядок от бога, сейчас просто используются иные формулировки, но суть осталась та же.
Tags: конформизм, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments