al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

воображение спасет человечество :) Сэр Робинсон об образовании

Сэр Кен Робинсон считает, что традиционное образование убивает креативность. 
Иллич - он радикальнее и правильнее, но Робинсон тоже неплох. Все верно он говорит, но не хватает ему марксистского и более системного взгляда.
...Мы должны обучать креативности так же, как обучаем грамотности.
Именно воображение существенно отличает нас от прочих живых созданий. Многие живые существа поют — но они не создают прекрасных опер. Другие создания бегают — но они не организовывают Олимпийские игры.

Некоторое время назад, появился замечательный труд о дивергентном мышлении. Некоторые путают его с креативностью, но это не одно и то же. Дивергентное мышление — это бесспорная составляющая креативного мышления. Но его суть заключается в возможности увидеть огромное количество решений одной задачи. В большом числе интерпретаций одного вопроса.

Если задать людям вопрос о том, как можно применить канцелярскую скрепку, большинство дадут 15-20 вариантов. Лишь немногие дойдут до 200, задавая уточняющие вопросы вроде того, может ли скрепка достигать высоты 200 футов и быть резиновой?Чем больше вопросов — тем выше уровень дивергентного мышления.
то лежит в основе такого мышления? Воображение. Представление о том, чего нет, но что могло бы быть. Именно воображение существенно отличает нас от прочих живых созданий. Многие живые существа поют — но они не создают прекрасных опер. Другие создания бегают — но они не организовывают Олимпийские игры.



Среди детей разного возраста были проведены тесты, которые показали, что чем старше ребенок, тем ниже становится уровень его дивергентности. С 98 процентов у дошкольников он падает до 10 процентов у подростков, и далее продолжает понижаться. У людей старше 25 лет он составляет уже около 2%. Получается, что бесценный дар, данный нам от природы, с годами растрачивается. Зато у нас в арсенале имеется опыт сдачи экзаменов, заполнения тестов, набор классических знаний — то, что называется образованием.

Я люблю рассказывать одну историю — про девочку на уроке рисования. Учитель подошел к ней и спросил: «Что ты рисуешь?». Она ответила: «Я рисую Бога». «Но никто не знает, как выглядит Бог», — возразил педагог и услышал ответ: «Через 10 минут узнают».

Я уверен в том, что если люди не будут готовы к тому, что ошибаться можно и нужно, они никогда не создадут ничего нового и оригинального. Взрослея, дети теряют свою бесценную дивергентность.

Изначально дети не боятся сделать ошибку. Я, конечно, не хочу сказать, что постоянно ошибаться — это то же самое, что быть креативным человеком, нет. Но я уверен в том, что если люди не будут готовы к тому, что ошибаться можно и нужно, они никогда не создадут ничего нового и оригинального. Взрослея, дети теряют свою бесценную дивергентность, потому что учителя внушают им страх ошибки...

Педагоги, как правило, говорят, что есть единственно верный ответ на вопрос. И запрещается подглядывать у соседа — потому что это обман. Хотя во взрослом мире это зовется коллаборацией. Нас приучают думать в одиночку, тогда как великие открытия совершаются в кооперации с другими увлеченными людьми. И подобное сотрудничество приводит к росту, к прогрессу.

Другая проблема образования заключается в том, что вследствие стандартизации перестали учитываться индивидуальные склонности детей к разным предметам, особенности развития, культурный бэкграунд.

Сейчас следует не только отойти от индустриального подхода в образовании, но и перестать воспринимать человеческие сообщества как механизмы, от которых требуется только слаженная работа. Сообщество людей гораздо больше похоже на организм, полный жизненной энергии. Остается только сделать выбор: продолжать ли подавлять эту энергию с помощью лекарств — или дать ей выход.

Пикассо считал, что все дети рождаются художниками — проблема только в том, чтобы остаться художником к тому моменту, как ты станешь взрослым. Я верю в то, что наша единственная надежда на будущее — это принять новую концепцию экологии человека.

Йонас Салк однажды сказал: «Если все насекомые исчезнут с лица Земли, через 50 лет жизнь прекратится. Если все люди исчезнут, через 50 лет все формы жизни на Земле будут процветать». Он прав: и единственный выход — ценить разнообразие наших творческих способностей



Я просто считаю, что неверно говорить только о проблемах образования и воспитания. Чему служит существующая система образования? Системе, в которой человек низводится до положения винтика-функции, а также потребителя, что тоже самое. Вот эту Систему и нужно менять, вместе с системой образования.
Какое дивергентное мышление, если нам хотят внушить мысль, что "альтернатив капитализму, рынку и либерализму нет"????? А в России и того хуже - здесь внушают мысль, что нет альтернатив путину))))))) И вроде небезуспешно,отя это вопрос времени))
А так - я согласен с оценкой роли воображения. Я думаю. что образ любого будущего, любого лучшего устройства общества, другой жизни, Иного - это во многом (но не только) результат работы именно воображения.

Tags: Касториадис, антикапитализм, воображение, оптимизм
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments