al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

аутосаботирование "счастья" (Жижек и не только, - парадоксальные предписания)

Жижек (продолжение о "Размышлениях в красном цвете")

Постольку поскольку этот капитализм после 1968 года образует специфическое экономическое, социальное и культурное единство, это самое единство оправдывает название «постмодернизм». Вот почему, хотя многие оправдывали критику в адрес постмодернизма как новой формы идеологии, следует тем не менее признать, что когда Жан-Франсуа Лиотар в своем «Состоянии постмодерна» возвел этот термин из разряда названий определенных новых художественных тенденций (в особенности в литературе и архитектуре) до обозначения новой исторической эпохи, в этом был элемент подлинного наименования: «постмодернизм» фактически действовал как новое господствующее означающее, вводившее новый порядок интеллигибельности в сложное многообразие исторического опыта. На уровне потребления этот новый дух принадлежит так называемому «культурному капитализму»: первоначально мы покупаем товары не из-за их полезности или статусности; мы покупаем их, чтобы получить опыт, который они предоставляют, мы потребляем их, чтобы сделать нашу жизнь приятной и значимой, выразительной. Эта триада не может не напомнить Лаканову триаду Реального Символического и Воображаемого: Реальное непосредственной полезности (здоровая пища, качество машины и т.д.), Символическое статуса (я покупаю определенную машину, чтобы обозначить мой статус - теория Торстена Веблена), Воображаемое полноценного и доставляющего удовольствие опыта. В дистопии Пола Верховена «Вспомнить все» одно агенство предлагает установить в наш мозг память об идеально проведенном отдыхе - для чего даже не надо никуда ехать, а гораздо более практично и дешевле непосредственно получить память о путешествии. Другой версией той же логики было бы испытать желанный отпуск в виртуальной реальности - раз именно опыт есть то, что действительно имеет значение, почему бы не заняться как раз опытом, отбросив неуклюжие окольные тропы робкого обзора реальности? 

142 См. Подробное описание этого отрывка в: Luc Boltanski and Eve Chiapello, The New Spirit of Capitalism, London: Verso Books 2005.

Потребление должно поддерживать качество жизни, время жизни должно быть «качественным временем» - не временем отчуждения, имитирования моделей, навязанных обществом, страха оказаться быть неспособным «быть не хуже других», но временем подлинной реализации истинного Я, чувственной игры опыта, заботы о других, от экологии до благотворительности. Вот показательный пример «культурного капитализма»: описание «Старбакс» их собственной программы «вода Этос»:

Вода Этос - бренд с социальной миссией - помогающий детям всего мира получить чистую воду, а также представление о мировом водном кризисе. Каждый раз, когда вы покупаете бутылку воды «Этос», «Вода Этос» осуществляет пожертвования в 0,05$ (С$0,10 в Канаде) в целях сбора по крайней мере 10 млн $ к 2010 году. При помощи «Старбакс фаундейшн» «Вода Этос» поддерживает гуманитарные, связанные с водой программы в Африке, Азии и Латинской Америке. К настоящему моменту собранные средства «Водой Этос» превышают 6,2 млн $. Эти программы помогут примерно 420 000 людей получить возможность доступа к безопасной воде, а также обучению улучшению санитарных условий и гигиене 143.



Вот так капитализм, на уровне потребления, интегрировал наследие 68-го года, - критику отчужденного потребления: имеет значение прежде всего подлинный опыт. Недавняя реклама сети гостиниц Хилтон сводится к простому утверждению: «Путешествие должно не только доставить нас из пункта А в пункт Б. Оно должно также сделать нас лучше».

Можно ли себе было представить подобное всего десятилетие назад? И не является ли это также причиной, по которой мы покупаем органическую пищу? Кто действительно верит, что полусгнившие и дорогие «органические» яблоки действительно более здоровая пища? Причина в том, что покупая их, мы не просто покупаем и потребляем продукт - мы одновременно делаем что-то символическое, выказываем нашу заботу и осведомленность, участвуем в крупном коллективном проекте... Последним научным выражением этого «нового духа» является появление новой дисциплины, «науки о счастье» - однако как возможно, что в нашу эру возвышенного гедонизма, когда целью жизни непосредственно избраное счастье, процветают тревога и депрессия? Загадка подобного аутосаботирования счастья и удовольствия делает послание Фрейда как никогда более актуальным.

Жижек, Жижек... Не то, чтобы мне был всегда близок ход его мыслей (если только в левой направленности, в целом), но очень меткие формулировки у него есть - тут уж не отнять.
Сейчас процветают не только тревога и депрессия. Хотелось бы напомнить статистику (по Европе, США и пр. "благополучным" странам")  - смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических, молодеющая смертность, самоубийств, погибших в результате ДТП и несчастных случаях"
и т.п.  Кто знает о чем речь - тот знает. Что такое сердечно-сосудистых заболевания и вообще психосоматика. Болезней, которые привязываются к ней - куча. И попытки "справиться" с ним при помощи совершенствования медицины - тоже симптоматичны. Как писал Бейтсон, боремся с симптомом - взращиваем глубинную патологию. И я бы тут добавил исследования патогенной коммуникации (тот же Бейтсон, Вацлавик и пр.) - они продолжают пронизывать весь этот "новый капитализм" - свобода, либерализм, сетевая организация, самореализация и т.п. - это же смешно. Предписание свободы, активности, наслаждения...
Все то, что замалчивается, вытесняется, исключается, отрицается, все - от личных (включая экзистенциальные) проблем, до социальных (несправедливость, неравенство, эксплуатация, манипуляция, ложь, парадоксальная и патологическая коммуникация...) абсолютно все потом так или иначе возвращается и прорастает.
Фрейд напоминал нам, что тот, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, констатирует, что смертные не могут хранить никаких тайн. «Тот, чьи губы хранят молчание, выбалтывает кончиками пальцев. Он выдает себя всеми порами».
А в rреческой мифологии парикмахер царя Мидаса не смoг сохранить тайну, которую он зарыл в землю. «У царя Мидаса  ослиные уши»  эту тайну стал повторять тростник, выросший на том месте.
А сейчас  к этому добавить надо серьезнейшие экологические  проблемы, техногенные катастрофы... они кричат, что уж там "говорящий тростник".
Tags: Бейтсон, Жижек, Фрейд, антикапитализм, психоанализ, система
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments