al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

телевизор (телевидение): инструкция к применению :)

Утопические мечты: если уж призывы к бойкоту телевидения не имеют перспективы, то было бы неплохо организовать проект по противодействию пропагандистской машине, который бы носил научно-просветительский характер. То есть, например, какие-либо новости, технологии подачи новостей, построения "аналитических" и развлекательных программ, реклама и пр. - все это методично комментировалось бы и разбиралось с точки зрения психологии, психологии восприятия, логики (логические уловки), когнитивных искажений и т.п. Этот проект носил бы одновременно и просветительский характер, если уж бессмысленно ожидать, что психологию будут преподавать в школах.
Но это конечно утопический проект, так как даже если подобный ресурс и создать, то не будет никакой возможности сделать его популярным, массовым. Достаточно заглянуть в убийственный топ яндекса или посмотреть какие группы и сообщества популярны в разных соц. сетях. Мышление, организация личности и защитные механизмы формируются с раннего детства и к моменту, когда человек начинает пользоваться интернетом, у него, как правило, "оккупационная власть" (еще фрейдовская метафора) уже прочно обосновалась в голове.
Ну, это мое мнение, может я и сгущаю краски. Если что - пишите.
Из неплохой статьи Гипноз и телевидение
Характеризуя гипногенное свойство телепередач, американский психолог искусства Рудольф Арнхейм (это значимая фигура в психологии)  писал: «Совершенно неважно, что показывается. Это может быть программа на иностранном языке или еще что-нибудь, не представляющее никакого интереса. И раздражитель, на который вы практически не реагируете, усыпляет вас. Это напоминает убаюкивание. .. не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении. Ваши чувства, которые в противном случае заставляли бы вас предпринимать какие-либо активные действия, полностью отвлечены».
стоит прислушаться к словам признанного авторитета в области наркопсихологии Теренса Маккенны. Вот как он характеризует силу телевизионного пристрастия: «Самой близкой аналогией силы пристрастия к телевидению и той трансформации ценностей, которая происходит в жизни тяжело пристрастившегося потребителя, будет, вероятно, героин... Иллюзия знания и контроля, какую дает героин, аналогична неосознанному допущению телевизионного потребителя, будто то, что он видит, где-то в мире является «реальным».

По сути, видимое является косметическим улучшенным видом продуктов. Телевидение, хотя и не является химическим вторжением, тем не менее в такой же мере способствует пристрастию и точно так же вредно физиологически, как и любой другой наркотик».
Чисто психологическая сторона телевизионного пристрастия анализируется в работе американского теоретика информационных систем Марии Винн. «Совсем не отличаясь от наркотиков или алкоголя, — отмечает автор, — телепереживание позволяет своему участнику вычеркнуть мир реальный и войти в приятное и пассивное состояние. Тревоги и заботы с помощью поглощенности телепрограммой куда-то вдруг исчезают, так же как и при выходе в «путешествие», вызванное наркотиками или алкоголем. И точно так же, как алкоголики лишь смутно сознают свое пристрастие, чувствуя, будто контролируют свое состояние больше, чем на самом деле... Телезритель подобным же образом переоценивает свой контроль, свое владение ситуацией во время просмотра телепередачи. В конечном счете именно это вредное влияние телевидения на жизнь огромного числа людей определяет его как фактор серьезного пристрастия. Привычка к телевизору нарушает чувство времени. Она делает другие восприятия смутными и странно нереальными, принимая какую-то более «значительную реальность» за реальность. Эта привычка ослабляет отношения, сокращая, а иногда и устраняя нормальные возможности поговорить, пообщаться».
большому сожалению, с «дружественных человеку» телеэкранов никогда не говорилось о специфике психологического действия телепередач как таковых. Честная и мужественная позиция людей, телевизионную власть предержащих, должна была предусмотреть просвещение своей многомиллионной зрительской аудитории в весьма важных вопросах психоэкологической защиты от тех неблагоприятных моментов, которые были обсуждены в настоящей статье."



А многие ли телезрители знают кто такой Эдди Бернайс? А следовало бы знать. И об этом рассказывать нужно.
Есть, кстати, такой  Правозащитный фонд "Комиссия по свободе доступа к информации" - это же настоящие враги Германа Грефа, который недавно стал настоящей звездой интернета, открыто заявив, что боится общества, где люди бы имели свободный доступ к любой информации, обходясь без специально обученных аналитиков.
Вот еще статья с сайта фонда "Как нами манипулируют", отрывок:


Сущность манипуляции

Под манипулированием обычно понимают систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам., Любопытное определение дает М. Битянова: "Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими"1.

П.С. Таранов дает такую трактовку манипуляции: "Исполненная коварства, но всегда внешне пристойная и чистая, изощренная по способу осуществления, обычно театрализованнная, но обставленная акция одного человека или группы лиц в намерении нарушить или разрушить чужие интересы, чтобы привести к торжеству и победе интересы собственные"2.

Это определение вряд ли можно назвать научным, тем не менее, оно отражает одно из современных восприятий слова "манипуляция" как некоего вида мошенничества, махинации, преисполненных коварством действий.

Процесс манипуляции асимметричен: есть сторона воздействующая и есть сторона, на которую воздействуют (субъект и объект). Следующий существенный момент, отраженный в определениях, - скрытность манипуляции (почему, собственно, и причисляется этот вид коммуникации к мошенничеству). Все приемы манипулирования строятся на отвлечении внимания объекта от основной цели, которой предполагает достичь субъект. То есть манипуляция предполагает некий внешний стимул, фиксирующий внимание объекта, и стимул скрытый, побуждающий объект к действию, которое сам бы он не совершил, но которое по какой-то причине необходимо субъекту. Дешифровка скрытого стимула лишает манипуляции смысла.

И, наконец, чтобы манипуляция была осуществлена успешно, внешний стимул должен быть значимым для объекта. Не приняв внешнего стимула, объект, соответственно, проигнорирует скрытый стимул. Суть данного эффекта точно сформулировал Дейл Карнеги: "Лично я люблю землянику со сливками. Но рыба почему-то предпочитает другие кушанья. Поэтому когда я иду на рыбалку, я беру для нее не то, что люблю, а червяков и сушеных кузнечиков".

Манипулирование осуществляется в трех основных сферах: идеологической (пропаганда), экономической (реклама), социальной (воспитание, образование и т.д.).



В конечном итоге все средства манипулирования через воздействия на логические уровни модели мира добиваются специфического (выгодного манипуляторам) поведения как индивидуума, так и социальных групп в соответствующем окружении, с условием сохранения у объекта манипулирования иллюзии свободного выбора.

Технологии манипулирования

Долгое время главным методом информационно-психологического воздействия была пропаганда. Ее можно охарактеризовать как прямое, жесткое воздействие на аудиторию. Еще в 30-х годах прошлого столетия в США Институтом анализа пропаганды были сформулированы шесть основных манипулятивных приемов, которые и по сей день составляют ядро большинства манипулятивно-пропагандистских схем воздействия. Они еще известны как "азбука пропаганды": приклеивание или навешивание ярлыков, "сияющие обобщения" или "блистательная неопределенность", перенос (или трансфер), ссылка на авторитеты, свидетельства или свидетельствования, "свои ребята" (или игра в простонародность), "общий вагон", "общая платформа" (или "фургон с оркестром")3. Однако за прошедшие годы возникло огромное множество новых манипулятивных технологий, которые можно объединить в несколько групп.




Tags: ТВ, медиатизированная реальность, мысли, пропаганда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments