al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Вне орбиты: жизнь и время М.Маклюэна

Сайт о Маклюэне.

Отрывок из одного его интервью (по книге Кукаркина "По ту сторону расцвета"):

"Я считаю, что телевидение постепенно, одно за другим уничтожает все учреждения, на которых основана наша цивилизация, включая образование... Пришло время нам всем взбунтоваться и устранить телевизор из повседневной жизни. Давайте совершенно уничтожим его, ибо человечество не может жить в условиях постоянного возбуждения столь высокого уровня.

Магическое очарование, которое на нас оказывает телевидение, вызвано его электромагнитной природой: прерывные электрические импульсы, излучения передатчика в виде световых пучков, каковые составляют образ, хотя между ними нет никакой связи; телеобраз подобен растру или мозаике, подобен сетке для волос, рыболовной сети, которые опутывают зрителей тончайшими ячейками. Но нас магнетизируют не излучения, а интервалы между ними. Нас привлекает пустота между ячейками. Не зная этого, мы поглощены этими интервалами. Рыбы не замечают воду, в которой плавают, люди — воздуха, которым дышат. Телевидение — это самое сильное средство, которое больше всего «заражает» людей. Это магическое очарование телевидения осуществляется совершенно независимо от содержания различных программ, передаваемых сюжетов. Мы очарованы пустотой.



В полицейском романе нас держит в напряжении какой-либо недостающий показатель, о котором нам известно, что он будет раскрыт в последние пять минут. Повествование в полицейском романе прерывно. Если бы оно было непрерывным, развивалось бы в строгой логической последовательности, то оно не представляло бы захватывающего интереса. Лучший полицейский роман — это одна из первых книг Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда». Почему? Потому что на последней странице обнаруживается, что убийца — сам рассказчик, до тех пор чисто внешнее лицо в повествовании, единственный, кто не имел никакой связи с драмой романа. Прерывность передачи информации путем электромагнитных излучений держит нас в постоянном напряжении. Этим телеинформация полностью отличается от кино, где образы спаяны. Еще больше она отличается от печатного текста, который опреде-лил всю организацию нашей умственной деятельности, основанной на рационализме и абстракции. Телевиде-ние представляет собой соотношение оси и колеса, а не соотношение болта и гайки. Между гайкой и болтом существует контакт, рациональность, логичность. Между осью и колесом —- только игра во всех смыслах этого слова.

Галлюцинирующее воздействие джаза основывается на синкопе, на отсутствующем такте. Дюк Эллинг-тон сказал однажды: «Блюзы поются третьим лицом, тем, кого нет на сце-не. Не парой влюбленных, а отсут-ствующим третьим — дополнитель-ным элементом их очарования. Со-временное искусство тоже стремится использовать эту потребность зрите-лей в том, чтобы дополнять образ или заполнять пустоты в какой-либо скульптуре.

Это магическое очарование, этот магнетизм опасны. Они действуют - как наркотик, они отравляют, пора- бощают нас привычкой к ним. Опыт, осуществленный в Англии и Запад-ной Германии, подтверждает это. В те-чение полугода вербовали за 15 долл. в день добровольцев, которых просили совершенно не смотреть телевизор. У большинства из них по прошествии шести недель наблюдались наруше-ния в психике. Абсолютное воздержа-ние от телевизора действовало словно полное воздержание курильщика от табака, пьяницы — от алкоголя или наркомана — от наркотиков. Наруше- ния объяснялись не отсутствием содержания программ. Они происхо- дили от отсутствия содержащего — телевизора, этого медиума...

Единственный способ выработать иммунитет — это приспособиться к телевидению, что и происходит. Чело- вечество превращается в роботов для того, чтобы приспособиться. Иммуни-зация совершается на наших глазах 13."





Tags: Маклюэн, ТВ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments