al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Др. Хаус и смерть. Экзистенциальный психоанализ и не только


Я не думаю, что Хаус избрал такой путь только из-за ситуации, связанной с болезнью Уилсона. Это еще, если говорить в самом общем виде, и сжигание своей идентичности, своих ролей, своего "ложного Я", к чему Хаус и шел, не раз балансируя на грани. Сам образ Хауса - очень сильный, многослойный. Талантливый специалист, успешный профессионал - казалось бы, что еще нужно? Но его казалось бы физиологическую проблему можно интерпретировать (что просто напрашивается) как выражение неких психологических (экзистенциальных) проблем. Или так: как бессилие инструментального разума, пусть и выдающегося, но применяющегося слишком узко (ГРЕГОРИ Бейтсон писал о мышлении, действующим по принципу ad hoc, и не видящим более сложных связей, системных проблем и контекста;

еще есть статья о технонауке и инженере, как боге человека - В. Мазин "Шредер и технонаука"). Ведь Хаус - это гениальный инженер, современная медицина - царство инженерии. Но совершенствование методов диагностики, лечения и интуиции диагностов не решает проблемы тотального нездоровья человечества, причины которого, возможно, коренятся в социально-экономическом устройстве общества. Что такое онкология, как не проблемы иммунной системы (это упрощение, естественно, но тут нет возможности развивать и эту тему), которая расшатывается от определенных условий жизни? И что мы видим в сериале? Даже выдающиеся врачи бессильны против болезней. Такая борьба за здоровье - обречена.

Но, конечно же, ответ на вопрос, а почему Хаус столь неуютно чувствовал себя в своей социальной роли - очень сложен и не может быть исчерпывающем. В последней серии были очень любопытные внутренние диалоги Хауса, да и не только его (интрапсихические) диалоги. Очень хорошо, что опять прозвучала тема столкновения человека с бездушной и репрессивной социальной Системой (и с убийственным безразличием винтиков, ее составляющих). 
В общем, концовка сериала, к которому я относился относительно равнодушно и не смотрел его весь, - очень сильная. Экзистенциальная тематика, проблема смерти, смысла жизни, основ человеческих отношений... - всего этого я не ожидал в нем увидеть в таком концентрированном виде. Наверное создатели сериала решились на такое только тогда, когда дальше не нужно уже думать о рейтингах. Если бы начали с этого, то был бы провал))) А может быть и нет. Ведь можно бы придумать и другой уход Хауса, но, я думаю, что вот такое сжигание своей прежней жизни и... уход неизвестно куда - он все-таки задевает некие струны в душах винтиков-телезрителей, которые запутались в липких сетях ложных идентичностей, навязанных социальных ролей, внешних ожиданий и проективных идентификаций, удушающих социальных условий и жизненных сценариев, неведомо когда сформировавшихся, но подчиняющих себе все новые жизни..., слабо надеющихся, что какой-нибудь инженер врач/психоаналитик/психотерапевт им поможет, но и тем в себе бы разобраться...
Финальная сцена может отсылать еще и к "Беспечному ездоку", но тут мы имеем дело, на ой взгляд, с чем-то более радикальным.
Tags: "социализация", Хаус, кино, общество, психоанализ, экзистенциализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments