al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

творение, самосозидание и парадоксальность общества

(продолжение предыдущей записи). Имитация, повторение...

- "В определенном смысле, почти вся современная мысль Запада, включая самые «разрушительные» течения, неразрывно связана с ней и наполняется смыслами только в соотношении с этой позицией. Наиболее
показательный, по нашему мнению, пример - это сокрытие воображаемого и общественно-исторического,
продиктованное всегда отрицанием творчества и необходимостью во что бы то ни стало свести историю к
повторению и представить это повторение как нечто детерминированное извне - физически, логически или
онтологически."


Дискурс, который пытается выразить Касториадис, с большим трудом воспринимается даже небольшой частью общества. Почему? Анализ "прагматики человеческой коммуникации" (по Вацлавику, Бейтсону и пр.), кое-что может прояснить, ибо все это имеет самое прямое отношение к проблемам коммуникации. Да, в сущности, все есть коммуникация. Картина мира, глубинное мировоззрение, определенные пласты которого почти невозможно полностью осознать, закладываются с самого детсва и подкрепляется в течение всей дальнейшей жизни.  То, как мы видим мир, - это и есть средство котнтроля над нами (можно сказать - родителей, а можно и так - анонимного общества, децентрализованной власти, о котрой писали Фуко, Делез и пр.). "Встраивание" определенной картины мира (картины "неизменного мира", кем-то, якобы, созданного, или  "естественности" "законов рынка", неких "законов истории", всякие там модели "возвращений к природе" и т.п., а проще всего - это подавлять любые вопросы, чтобы они не допускались даже в сознание, чтобы человек "просто" жил, "просто трудился, "просто плодился", "просто потреблял"...) - все это важнейшая часть командного  аспекта человеческой коммуникации, которая все более разрастается, приобретая все более разрушительные формы, а также это имеет самое прямое отношение к воспроизводству иерархических структур (кто "знает" как все устроено, тот и главный) , подавляющих и патологизирующих индивида и общества.
У Вацлавика можно найти предельно простые иллюстрации к данным вопросам, икоторые без труда можно экстраполировать на более широкие социальные проблемы. 
Вот и получается, что даже когда речи заходит об изменении общества, вплоть до революционного и радикального, то начинают пользоваться какими-то уже готовыми схемами и моделями, при сохранении преобладания командной стороны коммуникации и иерархий. Совершенно бесполезно призывать кого-либо (человека, народ, общество) к активности, а тем более к внутреннеей, к творческой. "Будь активным", "ты должен быть счастлив", "креативен"... - неужели действительно так сложно понять, что это все такое????? :)
А Касториадис пытается обозначить другой путь, и даже теоретически его обосновыавет его возможность...
Tags: Вацлавик, Касториадис, революции, система
Subscribe

  • про траурные шествия

    (в связи с...) Я бы поддержал траурное шествие, но не намечаемое псевдооппозиционерами, а посвященное многочисленным жертвам капитализма и…

  • Екклезиаст, или Книга капиталиста. Поль ЛАФАРГ.

    КАПИТАЛ БУДЕТ ПОСЛЕДИМ БОГОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Поль Лафарг - теоретик марксизма, зять Маркса. Сатирический памфлет Поля Лафарга «Религия…

  • к вопросу о неравенстве

    Такие новости: По данным Global Wealth Report, на долю самых богатых 1% россиян приходится 71% всех личных активов в России. Первое место среди…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments