al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

ленинский фрейдомарксизм (о религии, капитале и зависимости)

"Ленинский фрейдомарксизм" - это конечно в какой-то мере игра словами, но ход критической мысли весьма схож как в одном, так и в другом случае.
Ленин ("Об отношении рабочей партии к религии") : "Борьбу с религией нельзя ограничивать абстрактно-идеологической проповедью, нельзя сводить к такой проповеди; эту борьбу надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней ре­лигии. Почему держится религия в отсталых слоях городского пролетариата, в широких слоях полупролетариата, а также в массе крестьянства? По невежеству народа, отвечает буржуазный прогрессист, радикал или буржуазный мате­риалист. Следовательно, долой религию, да здравствует атеизм, распространение атеи­стических взглядов есть главная наша задача. Марксист говорит: неправда. Такой взгляд есть поверхностное, буржуазно-ограниченное культурничество. Такой взгляд недостаточно глубоко, не материалистически, а идеалистически объясняет корни рели­гии. В современных капиталистических странах это — корни главным образом соци­альные. Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощ­ность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечас­но в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым ра­бочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д., — вот в чем самый глубокий современный корень религии. "Страх создал богов". Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика гро­зит принести ему и приносит "внезапное", "неожиданное", "случайное" разорение, ги­бель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть, — вот тот ко­рень современной религии, который прежде всего и больше всего должен иметь в виду материалист, если он не хочет оставаться материалистом приготовительного класса. Никакая просветительная книжка не вытравит религии из забитых капиталистической каторгой масс, зависящих от слепых разрушительных сил капитализма, пока эти массы сами не научатся объединенно, организованно, планомерно, сознательно бороться про­тив этого корня религии, против господства капитала во всех формах."


"Социализм и религия": "…Религия есть один из видов духовного гнета, лежа­щего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бес­силие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуатато­рами так же неизбежно порождает веру в лучшую за­гробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с приро­дой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, пред­лагая им очень дешевое оправдание для всего их экс­плуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в кото­рой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь…"


От себя я добавлю, что ленинские определения интересны как пример критической мысли, который нельзя превращать в догму.
На мой взгляд, страх пробуждает не только капитал и капитализм. Если говорить более строго, то чувство страха, беспомощности, неуверенности и т.п. пробуждает, если говорить очень кратко, несправедливая организация социальной жизни (и человеческих отношений). Страх может вызывать тотальная зависимость от кода, от знаковых систем, от общества, првратившегося в Мегамашину, а также, например, тотальная сеть патогенных коммуникаций или экзистенциальные проблемы.
Жижек говорит: "чтобы быть настоящим марксистом, сейчас нужно идти дальше Маркса". :)  Поэтому имеет смысл дальше задаваться вопросом о том, что такое капитал, какие еще он имеет смыслы и значения. Бейтсоновский double bind  - это самовоспроизводство зависимости, зависимых отношений (это - одна одна из интерпретаций). Возможно и современный капитализм является наиболее совершенной формой общества, где зависимость (в ее репрессивных, патогенных и деструктивных формах) достигает наибольшей изощренности и силы. Что появилось раньше - зависимые отношения, или накопление капитала? :) Важнее то, что сейчас все это связано в деструктивную систему.
А что касается религиозности, то я все же думаю, что она бывает разная. Часто - такая, как описывали Ленин и Фрейд, но у кого-то, как я полагаю, иная. Также и нет единого марксизма.
Tags: даблбайнд, марксизм, психоанализ, религия, фрейдомарксизм
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments