al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

"Космополис" Кроненберга. Вампир тает на свету

Истории о трансформации (мутации) на уровне тела, физиологии - это все детские страшилки, хотя и по своему интересные. А вот социальная и психологическая мутация - другое дело.
Очень многое говорит сама ткань фильма, его атмомфера,  видеоряд. Кроненберг мастерски подает атмосферу скуки, депрессии и все нарастающей деструктивности, которая у главного героя направляется то вовнутрь, то вовне. Но скукой и (ауто-)деструктивностью (прямо некрофилией, по Эриху Фромму) пронизан не только он, но весь мир позднего капитализма (так называемый киберкапитализм).
Самовоспроизводящийся капитал, постоянно конструирующий и социум, и внутренний мир человека, проникающий во все поры социальной и внутренней жизни - это скучно.
Как работает капитал (капитализм)? Он сулит власть и могущество (очень полезно, кстати, рассмотеть капитал с точки зрения прагматики человеческой коммуникации), наслаждения и "лучшую жизнь", но он, в сущности, забирает жизнь, ибо то, что он обещает - есть не более чем строго прописанный сценарий самовосприозводящихся игр. И это порождает скуку, причем такую, что появляется неодолимое желание либо убить кого-либо, чтобы получить хоть какое-то ощущение жизни, либо убить самого себя. Обещание могущества идет рука об руку со смутным осознанием своей ничтожности в играх монструозного капитала. Навязчивая озабоченность своим здоровьем, поданная Кроненбергом почти в ироничной форме, связана конечно же с нарастающей аутодеструктивностью, подпитываемой чувством ничтожности и бессмыленности происходящего. Как метко заметил makekaresus
"Наконец, мы узнали, куда же направлена бодрийяровская прецессия Капитала. Оказывается, Капитал постепенно смещается с «исхоженной» орбиты непрерывной репродукции к суицидальной точке «приставленного к затылку пистолета, принадлежащего выброшенному в трущобы Наемнику»."

На мой взгляд, Кроненберг много над чем иронизирует, правда в мрачных тонах. Например, над технологиями, над слиянием их с капиталом.
Повествование действительно имперсонально по своей сути. Через все говорит монструозный Капитал.
Речь же персонажей фильма часто походит на форму "легкого" клинического бреда, но вряд ли стоит пытаться расшифровать те или иные конкретные пассажи. Интереснее вчуствоваться в эту атмосферу преда и бесмыслицы, где несмотря на множественные диалоги и видимость общения, отсутствует человеческий контакт, так как его просто некому устанавливать.

Итак, вампир тает на свету. Кроненберг рассказал историю об очередной молодой мертвой надежде мутирующего капитализма, катящегося к суициду.
Его (капитализма) мир ужасающе скучен и банален.
Наступает время стороить совсем другой мир.
Tags: антикапитализм, капитал, кино, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments