al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

психология сторонников (любителей) социального неравенства

Тут возникает проблема ad hominem, однако мы ее обойдем тем, что рассмотрим и противоположную позицию аналогичным способом. (пример определения социального неравенства).
Почему "любителей"? Все просто: по моим очень давним наблюдениям у очень многих сторонников социального неравенства  (верящих в его "естественность" или даже "полезность")  в их взглядах присутствует какая-то сильная эмоциональная составляющая, которая проявляется весьма явно, если начать "копать", то есть спокойно и обстоятельно начать обсуждать с ними эти вопросы. Короче говоря, проекции обычно просматриваются очень явно. Приблизительно такая же реакция имеет место в семьях, которым требуется козел отпущения или "идентифицированный пациент". Поэтому сторонников я рассматриваю как любителей.

Отталкиваюсь я от нефрейдистского понимания бессознательного. Психика, включая ее бессознательную сферу, имеет сугубо социальное происхождение плюс идеи Делеза и Гваттари (бессознательное как "фабрика", постоянно производящая). В психике нет ничего "высшего" или "низшего" и т.п., но необходимость приспособления к социуму требует создает серьезнейшее внутреннее расщепление. (это все очень сложно, а писать приходится кратко и упрощенно). Огромная часть души, включая все нереализованное ("остановленное производство", убитую ризому),  обесценивается и подавляется, либо подвергаясь забвению (но все вытесненное возвращается), либо маркируясь как "плохое", "ненужное", "невроз" и т.п. Таким образом формируется Тень и появляется психологическая "необходимость" (если в этом не разобраться) в объекте для проекций.  А значит можно говорить о проективной идентификации. Сторонникам неравенства психологически нужны те, кто лишен возможности реализовывать себя - в последних первые узнают себя.
Безусловно, это узкий психологический подход. Ведь до рождения каждого индивида, психика которого будет "конструироваться" социумом, в последнем уже существует неравенство, вся, например, экономическая система построена на нем. Поэтому, грубо говоря, в психологию большинства встраивается конформизм и большинство принимает любой режим, стараясь не думать об исторической обусловленности и временности каждого режима. Нелинейно тут все, в общем, и сложно.
Что касается сторонников/любителей равенства, то тут все просто. Если ты признаешь "внутреннее равенство", то у тебя не будет заинтересованности в существовании неравенства, нищеты, козлов отпущения и т.п. И ты будешь выступать за идеологию, которая отстаивает эти принципы. Именно таким путем я утвердился в марксизме, который всегда воспринимал, скажем так, творчески и недогматически (вообще-то я ничего не имею и против "умного" анархизма, но это уже отдельная тема).
В качестве "довеска" приведу пример  одного анализа сновидения, который очень давно произвел на меня сильное впечатление. Сновидец увидел отвратительного бомжа, над котором вилось целое облако мух. Сон был интерпретирован так: бомж - та самая вытесненная и обесцененная часть психики сновидца, которая представляет собой как раз наиболее ценное и человеческое (обычно этот-то и вытесняется...), на что указывает облако мух, похожее на... нимб.
Tags: Делез, Фромм, антикапитализм, неомарксизм, пси-марксизм, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments