al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

психология эксплуатации человека человеком

 Почему эксплуатируемые не борются против своей эксплуатации, почему они покорно принимают угнетение - это вопрос остается загадкой для многих левых. А ответ на него уже дан, пусть и не исчерпывающий, конечно же, но вполне основательный. Просто этот ответ обычно не формулируется в контексте марксизма и рассматриваемых им системных социально-экономических проблем, но что мешает это сделать?
Статья Волков Е. Н. Социально-психологическая эксплуатация как сторона социального взаимодействия и ее деструктивные свойства.  (Еще есть основательная монграфия Доценко "Психология манипуляции").

"Особенно острой и практической, и теоретической проблемой является научное исследование всех возможных форм ущерба для личности, группы или общества как в ситуациях стихийного (случайного), так и целенаправленного социального влияния.

Наибольший и первостепенный интерес представляют, на мой взгляд, деструктивные аспекты целенаправленного социального влияния. Социальное воздействие приобрело тотальное распространение при одновременном резком росте своей технической оснащенности во всех смыслах (собственно технические коммуникационные системы, программные и интерфейсные техники и социально-психологические техники и технологии), что привело и к существенному распространению и обострению его негативных последствий.



Предупреждение или существенное снижение вредящих (деструктивных) последствий социального влияния становится уже проблемой не только национальной1, но и глобальной безопасности. Достаточно указать на феномен современного международного терроризма, размах и эффективность которого демонстрируют не столько технические возможности террористов, сколько убийственную эффективность технологий социального влияния, используемых организаторами террора. При всей остроте проблемы терроризма, она все же является лишь верхушкой айсберга тех проблем, что порождаются неправильным или злонамеренным осознанным применением социального влияния, а также теми негативными сторонами социального влияния, которые сложились стихийно как культурно-исторические стереотипы."



Статья, скорее, очерчивает лишь контуры этих обширных проблем. Хорошо уже то, что такие вопросы ставятся, так как проблему эксплуатации очень многие стремятся забыть вместе с марксизмом.

"Одно из самых развернутых и полных определений социального влияния дают Ф. Зимбардо и М. Ляйппе: «Процесс социального влияния предполагает такое поведение одного человека, которое имеет своим следствием — или целью — изменение того, как другой человек ведет себя, что он чувствует или думает по отношению к некоему стимулу. В качестве стимула может выступать любая социально значимая проблема (например, проблема абортов), продукт (скажем, диетический лимонад), действие (к примеру, использование шпаргалок на экзамене)»"

Еще бы эта проблема была не актуальной - на процессе тотального влияния и манипуляции держится капитализм, рынок и общество потребления.



Конечно, надо определяться с терминами, в которых нередко путаница, - влияние, манипуляция, эксплуатация... Ведь не любое социальное влияние деструктивно, что очевидно, но именно этот момент содержит в себе подводные камни - а как и кто будет определять деструктивность? Кроме того, сам термин "деструктивность" - слишком жесткий, несущий вполне определенные коннотации. Гораздо лучше говорить об умении просто понимать последствия социального влияния и эксплуатации.

Кроме того, есть еще хороший вопрос о самом субъекте, которого эксплуатируют и на которого влияют. Быть может, эксплуатация и манипуляция происходит уже в ходе самого процесса кего "изготовления"?)) Это все можно рассматривать с разных точек зрения (от, скажем, советской психологии, Б. Поршнева, до Фуко), но очень все-таки интересно как у индивида гасится способность к критическому восприятию социального окружения, будь это семья, родственники, малая социальная группа, общество в целом или культура.

Здесь еще крайне важно направление исследжований начатое Бейтсоном. С самого ранеего детства у человека происходит слом способности к идентификации сообщений, адрессованных ему окружением, а далее и к идентификации своих реакций, плюс еще много чего. Удавка-поводок даблбайнда набрасывается на шею - и все... Удавка-поводок, тянущаяся, вероятно, с самого начала человеческой цивилизации. Почему и как в социальном взаимодействии и коммуникации начинает преобладать манипуляционное начало - вопрос отдельный.

Поэтому бессмысленно пытаться дать правильные определения социальным взаимодействиям, влиянию, манипуляции и деструктивности, если не вскрыты механизмы "затуманивания" мышления и восприятия. Иначе могут быть опять оправданы любая эксплуатация, насилие и деструктивность.

А какая тема интересная! Нет, значит, особого смысла пытаться разобраться в проблеме эксплуатации и манипуляции в отрыве от проблем восприятия и от проблем самого формирования психики. Как закладывается и формируется мировоззрение, включая его глубинные и почти не осознаваемые пласты?

Что мы видим, начиная с древнейших времен? Люди, например, забивали друг другу головы разными верованиями. Каждый должен был верить в то, что в таком-то камне живет неакая магическая сила (или дух), которую при этом никто никогда не видел, затем надо было верить в богов, потом в одного бога, которых также никто не видел, ну и т.д. Но дело тут, я думаю, не в богах, а в принятии самовоспроизводящихся коммуникативных паттернов, обеспечивающих воспроизводство складывающихся социально-экономических отношений и социальной иерархии. Ведь главное - это не некие "боги", а правила социальной жизни (Закон, якобы, трансцендентный), включая традиции, обычаи, а главное - принятие власти и любого насилия над собой.

Другая сторона вопроса - странная тяга людей к манипуляции и эксплуатации. Ответ на него я вижу, как и прежде, в специфических экзистенциальных условиях человеческого существования. Возможно, главное глубинное человеческое стремление заключается в том, чтобы радикальным образом изменить мир и решить (каким-либо образом) проблему смерти, а также своей незначительности и ничтожности. Эволюция "дала" человеку высокоорганизованный мозг, мощнейшейй мышление и воображение, дающее возможность желать, планировать, мечтать..., но экзистенциальные проблемы этим только обостряются. Быть может, задача человека состоит в изменении форм жизни, в распрорстранении жизни, но он постоянно увязает в какой-то мелочности, в мелком эгоизме, думая, что он куда-то с собой заберет все то, что отнял у других путем насилия, обмана и эксплуатации. Глубинное, базовое стремление изменить мир и себя деформируется, и люди даже социум не могут изменить в нужную (для себя же) сторону.



И вот еще к теме манипуляции ПОЦЕЛОВАТЬ ЖОПУ ХЭНКА. Не видел этого раньше. Почти шедевр. из блога украинских психотерапевтов.



К данному тексту трудно что-то добавить и нет необходимости его пояснять. Текст не обременен изящностью и лексически не элегантен. С волками жить — по-волчьи выть. Уж очень беспардонное социальное явление иллюстрирует данный набор словосочетаний. Иллюстрация бескомпромиссна и где-то крайне агрессивна. Манипуляция высочайшего уровня беззастенчивости смоделирована в чистой форме. Манипулятивный инструментарий очевиден. В реальности обычно присутствуют маскировочные элементы, эффективно вуалирующие манипулятивный прессинг. Техники устойчивости к манипуляции представлены несколько утопично, что, на мой взгляд, углубляет рельефность изображения манипулятивных приемов. (Д.А.)

Джим Хьюбер. ЖОПА ХЭНКА
Примечание: эта вещь, ставшая уже классической, публикуется здесь в переводе С.Романова, более соответствующем оригиналу, чем распространенный перевод Федорченко.

Сегодня утром ко мне в дверь кто-то постучал. Я открыл ее и увидел хорошо одетую, ухоженную парочку. Первым заговорил мужчина: «Привет! Я Джон, а это — Мэри.»
Мэри: «Привет! Мы здесь, чтобы пригласить вас целовать жопу Хэнка вместе с нами.»
Я: «Пардон?! О чем вы говорите? Кто такой Хэнк и зачем мне целовать его жопу?»
Джон: «Если поцелуете жопу Хэнка, он даст вам миллион долларов; а если откажетесь, он выбьет из вас все дерьмо!»
Я: «Что? Это какой-то новый странный способ вымогания денег?»
Джон: «Хэнк — миллиардер-филантроп. Хэнк построил этот город, он его хозяин. Он может делать все, что пожелает и он желает дать вам миллион долларов, но не может этого сделать, пока вы не поцелуете ему жопу.»
Я: «Hичего не понимаю. Почему...»
Мэри: «Да кто вы такой, чтобы сомневаться в подарке Хэнка? Вы что же, не хотите миллион долларов? Hеужели это не стоит маленького поцелуйчика в жопу?»
Я: «Hу может быть, если это законно, но...»
Джон: «Тогда пойдемте с нами! Целовать жопу Хэнка!»
Я: «А часто вы ее целуете?»
Мэри: «О да, все время...»
далее
http://kappp.com.ua/blog/xoroshaya-praktika-treninga/manipulyaciya-totalnaya.html




Tags: антикапитализм, даблбайнд, коммуникации, марксизм, система, цивилизация, шизо
Subscribe

  • Коронавирусное

    Хочется верить в то, что мы с женой неуклонно и уверенно выздоравливаем, и что все пройдет без особых последствий. 21-го должны прийти взять тест на…

  • Пелевин. Трансгуманизм ч.2/Идиатуллин "Возвращение Пионера"

    Продолжение. Начало здесь. Если нам что-то начинает не нравится, мы активно ищем недостатки (ну или то, что является недостатками с нашей точки…

  • Пелевин. Трансгуманизм Inc.

    «Главный вопрос, который ставит перед нами будущее – это кого туда пустить». Очень противоречивое впечатление оставила у меня эта книга. Но в целом,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment