al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

современное рабство и наемный труд

Тут не хватает лишь описания этой ситуации как шизофреногенной (см., например, книгу М. С. Палаццоли "Парадокс и контрпарадокс" - в шизофреногенных играх на определение отношений наложен запрет, метакоммуникация блокируется).
статья  "Работает ли работа" http://antijob.net/library/id1162/


"В нашем обществе работа определяется как акт, которым работник обменивает у работодателя свой труд в качестве «способностей человека» на денежную компенсацию. Восприятие работы как честного обмена между равными скрывает настоящую сущность отношений работника и работодателя: подчинение и субординацию. Ведь если бы правда о трудовом договоре была широко известна, работники бы отказались работать, так как они бы увидели, что невозможно отделить труд от самих себя как людей. Способности человека не существуют как нечто, что человек может просто взять и продать. Машинисты не могут отделить от себя свои навыки; их навыки это часть неразрывного целого, как сексуальная привлекательность является неотъемлемой частью танцовщицы и непонятно, как столь важную, нематериальную характеристику можно отнять. Танцовщица должна присутствовать, чтобы танцевать, а машинист должен присутствовать, чтобы работать; никто из них не может отправить свои способности трудиться вместо себя. Машинист ли, танцовщица, учитель, секретарь или фармацевт - это не только навыки, которые продаются работодателю, но и само человеческое существо. Когда работники продают свою рабочую силу как способности работодателю, на деле они продают свое самоопределение, свою волю, свою свободу. В общем, на время рабочего дня они становятся рабами. Что такое «раб»? Рабом, чаще всего, называют человека, который является законной собственностью другого человека, и принужден к абсолютному подчинению. «Законная» ложь, когда мы говорим о возможности рабочего продавать свои способности без отчуждения своей воли, позволяет нам сохранить ложную грань между понятием работника и раба. Работник должен работать согласно воле кого-то другого. Он должен подчиняться начальнику или лишится работы. Власть, которую работодатель имеет над работником, абсолютна, и нет никакой нужды в спорах — ты делаешь все как скажет босс или убираешься вон. Глупо верить, в то, что можно отделить и продавать способности, сохраняя целостность человека. Продавать свой труд на рынке – значит подчиниться работодателю, то есть стать его рабом. Главное отличие между рабом и рабочим заключается в том, что рабочий является рабом только во время рабочего дня, a раб остается рабом двадцать четыре часа в сутки, и рабы осознают, что они рабы, в то время как большинство рабочих таковыми себя не считают.

Кэрол Пэйтман указывает на последствия трудового контракта в своей книге «Сексуальный договор»:

«Производственные возможности или рабочая сила не могут быть использованы эффективно без применения работником своей воли, смекалки и опыта. Использование рабочей силы требует присутствия ее «собственника», а сама она остается только потенциалом, пока «собственник» не начнет действовать необходимым образом, чтобы применить ее или не согласится, или не окажется вынужденным действовать; вот как работник «трудится». Договариваться об использовании рабочей силы бессмысленно, если она не может быть использована так, как этого хочет работодатель. Вымышленная «рабочая сила» не может быть использована, требуется труд работника. Таким образом, трудовой договор должен создать отношения управления и подчинения между работником и работодателем.… В общем, договор по которому работник продает свою рабочую силу это договор, по которому, он, ввиду невозможности отделить его от рабочей силы, продает право на «управление» своим телом и собой. Получить это право - значит, стать (общепризнанным) хозяином»(1)



Термины вроде «хозяина» и «раба» не часто используются, в описании договора найма внутри капиталистических рыночных отношений, однако, это не значит, что эти термины не подходят. Избегая таких терминов и, вместо этого, настаивая, что условия договора являются честным, справедливыми и основанными на свободе рабочего распоряжаться своей рабочей силой, система начинает казаться честной, справедливой и свободной. Одна из проблем, связанных с неправильным определением природы отношений работника и нанимателя, это то, что работники испытывают рабство на себе, не осознавая этого. Не важно, какую работу выполняет работник, умственную или ручную, хорошо или плохо оплачиваемую, сущность договора в том, что работник в итоге все равно вынужден подчиняться работодателю. Наниматель всегда прав. Работнику говорят, как работать, где работать, когда работать и над чем работать. Это касается профессоров в университетах и машинистов, юристов и работников химчисток, когда ты работаешь, ты теряешь свое право на самоопределение. Эта потеря свободы остро чувствуется, поэтому многие работники мечтают о своем деле, мечтают быть собственными начальниками, быть самозанятыми. Большинство впрочем, никогда не осуществит свои мечты и будет и дальше обречено продавать свою душу за деньги. Мечта, однако, не исчезает, и тяжесть, несчастье и бессмысленность работы продолжают пожирать их, даже когда они защищают систему своего порабощения.

Это неправильно. Нет ничего священного в договоре найма, что бы защищало его от посягательств и навеки закрепляло как форму трудовой организации. Мы способны воспринимать собственную несчастность в качестве работников не как психологическую проблему, которую можно лечить прозаком, а скорее как естественную человеческую реакцию на подавление. Мы можем представить себе лучший способ работать и можем им воспользоваться прямо сейчас, сегодня, в нашей жизни. Следуя ему, мы сможем освободиться от системы оплачиваемого рабства, подорвать ее и заменить более свободными формами организации труда.

Как должен выглядеть «лучший способ работать»?
...
Если идентичность человека основана на работе, а работа основана на договоре найма, а договор является обманом, значит, наша идентичность основана на лжи."
Tags: анархизм, антикапитализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment