al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

"психология труда" и даблбайнд

Ситуация, для весьма значительной части населения нашей страны и человечества, такая: без работы (а точнее, без денег))) ты не выживешь, но и работа лишает тебя жизни (можно конечно поправить: в той или иной степени, в том или ином смысле). Но для ОЧЕНЬ большой части человечества ситуация именно такова почти в буквальном смысле этого слова. А для остальной части... ну, там все зависит от того, как каждый для себя отвечает на вопрос "что такое жизнь, при условии, если таковой вопрос вообще ставится... :)))) что случается далеко не всегда.
Короче говоря, тут есть и невозможность выйти из этой ситуации (можно поспорить, конечно, ну да ладно), а также сложности с выходом на метапозицию и метакоммуникацию (даже если и вышел - ну и что?))), и зависимость от ситуации, от общества, от конкретных людей...
Нет, я хорошо понимаю, что, возможно, это есть "притягивание за уши", и еще там обобщения, и все такое, а может и не совсем... Я просто  ставлю вопрос и обозначаю тему для осмысления.  Не более. :)
Вообще, о метаморфозах труда уже писали разные авторы. Возвышение и упадок труда, превращение труда из производительного в воспроизводительный, служащего дело воспроизводству системы и социального контроля, биовласти... хотя это уже немного шаг в сторону, вроде. Но тут интересно понять метаморфозы смысла труда.
А кроме теоретизирования по поводу труда, были и другие примеры. Например, Симона Вейль, которая после года работы на заводе "Рено" рассказывала об опыте настоящего рабства (меня клеймили, как рабыню) и о такой жизни, что ей было просто не до философии, а также Вильгельм Райх, сумевший понять, что "Те, кому приходится вставать в пять утра, чтобы ехать на завод, проводить в добавок к рабочему дню два часа в метро или пригородной электричке, вынуждены адаптироваться к этим условиям за счет устранения из головы всего, что может вновь заставить их усомниться в справедливости этих условий. Если бы они осознали, что они тратят свои жизни на службе абсурдной системе, они бы либо сошли с ума, либо покончили бы с жизнью. Для того, чтобы избежать таких связанных с отчаянием взглядов, они
оправдывают свое существование, пытаясь рационализовать его. Они подавляют все, что может вызвать сомнения и беспокойство, и приобретают структуру характера, которая адаптирована к условиям, в которых они вынуждены жить."

Вообще, это все не так уж сложно понять, особенно если сам поработал хотя бы в несколько схожих условиях.
А тяжелые условия труда - это, кстати, не только те, что увидел Энгельс на заводах Англии. Современный корпоративный прессинг, некоторые его формы по крайней мере, это конечно не совсем тоже самое, но...



А марксизм, как я уже писал, мне интересен и архиважен еще и как возможность метапозиции по отношению к существующей системе. Я тут опять-таки далек от претензий на понимание "аутентичного" марксизма, или на открытие его "настоящего" смысла, но мне интересно представить Энгельса (с Марксом), который тогда смог занять эту метапозицию и ее обосновать.

Энгельс "Принципы коммунизма":

7-й вопрос: Чем отличается пролетарий от раба?

Ответ: Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда кто-нибудь в этом нуждается, и поэтому его существование не обеспечено. Существование это обеспечено только классу пролетариев в целом. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания. Раб считается вещью, а не членом гражданского общества. Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Следовательно, раб может иметь более сносное существование, чем пролетарий, но пролетарий принадлежит к обществу, стоящему на более высокой ступени развития, и сам стоит на более высокой ступени, чем раб. Раб освобождает себя тем, что из всех отношений частной собственности уничтожает одно только отношение рабства и благодаря этому тогда только становится пролетарием; пролетарий же может освободить себя, только уничтожив частную собственность вообще.


Tags: антикапитализм, даблбайнд, марксизм, система, шизо
Subscribe

  • Об «экономизации», человеке экономическом и пр.

    Нашел очень неплохую, на мой взгляд, статью Венди Браун «Разрушение демократии: как неолиберализм преобразовывает государство и субъекта",…

  • Индустрия культуры

    Еще раз вспомнил о культуриндустрии (индустрии культуры — понятие, введенное Адорно и Хорхаймером). По-моему, все это по-прежнему очень…

  • про офшоры

    Отрывок из книги социолога В Волкова "Государство, или Цена порядка", посвященный "одному из ключевых для понимания современного…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments