al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

по ту сторону структурализма (Бенсаид, Лефевр)

Отрывок из книги Даниеля Бенсаида "Спектакль как высшая форма товарного фетишизма", скачать полностью можно здесь  http://vk.com/soclit?w=wall-8060100_1656%2Fall

"Структурализм как дискурс или идеологический жаргон победившей повседневности. Вопрос не а лингвистическом или антропологическом методе, а а методологическом обобщении, которое превращает его в метаязык, претендующий на научную универсальность.

Структурализм - это обездвиженная тотальность. «Идеологии функции (функционализм), формы (фор­мализм), структуры (структурализм) сходятся со сциентизмом и позитивизмом в том, что выдают себя за нечто неидеологическое236. Так, подготавливая куль­турный поворот, язык становится своим собственным референтом, дискурсом о дискурсе, в котором раство­ряется реальность, Барт довел устранение субъекта до парадокса - в системе моды последняя устраняет тело как нечто физическое и одновременно присваивает его а качестве социального предмета* и этим она отличается от готового платья или прет-а-порте.

Лефевр вернется к этому вопросу в 1971 году в своей книге "По ту сторону структурализма". Здесь он определяет структурализм как «идеологию власти"  которая, нейтрализуя историю, одновременно нейтрализует и политику: "Вместе с историчностью низвергнуты и поиски смысла, и историческое противо­речие, и трагическое. Все лишается драматичности228 Особенно у Фуко власть языка заменяет собой якобы прогнившую историчность239. Опустошение содер­жания приходит к отупляющему идеализму, который

догматизирует структуры.

Остолбенение, вызванное величием структур, делает немыслимым конфликт, событие и, разумеется, революцию, как хорошо пока­зывает та часть книги "Читать Капитал", которая была написана Балибаром.

На что нацелен этот «панструктурализм», если не на «заделывание трещин», заполнение дыр, тогда как мы как раз хотели бы их расширить. Система не претер­певает овеществление, она "и есть овеществление" и она оказывается «крайним отчуждением, когда стирает следы этого отчуждения». Она «создает пустоту», хотя и думает, что лишь констатирует ее. «Движения страшно боятся и возводят стабильность в догму и принцип умопостигаемости. Отвергают переходы и промежуточные состояния ради состояний стационар­ных". Комментарии альтюссерианцев к Марксу - это «Гераклит, прочитанный, пересмотренный и исправлен­ный элеатом» Единая наука, которую желает создать структурализм под прикрытием «теории», «устраняет возможное, а именно - исследование поля возможностей и невозможностей». Стало быть, концепция реальности, которая исключает возможное или отделяет его от ре­ального, «рискует структурировать реальное согласно принятым и некритически усвоенным кодам».

Отсюда ожесточенное желание устранить понятие отчуждения, которое означает возможность (конца такого отчуждения) и совокупность возможностей, среди которых и сама Революция. Оно самим своим зиянием выписывает - негативно - фигуру "виртуальной тотальности" и реабилитирует понятие субъек-тивности, преобразуя его. Действительно, по Лефевру»

понятие отчуждения "не только связано с понятием гуманизма. Оно, самое гпавное, связано с понятием присвоения"."
****************************************
Вот с этим я согласен. Как структурализм (а также постструктурализм, постмодернизм, психоанализ, психиатрия...) "вписан" в исторический  контекст, и как он (и все остальное) пропитан идеологией, какую играет роль и т.п. - это тема очень интересная.
Вспоминается бодрийяровские замечатия касательно фрейдовского влечения к смерти:
"смерть одновременно становится и «принципом функционирования психического аппарата», и «принципом реальности» наших обществен­ных формаций, в процессе грандиозной репрессивной мобилизации труда и производства. Или иначе: введя понятие влечения к смерти, Фрейд поместил повторение в самый центр объективных детермина­ций — в тот самый момент, когда вся система в целом перешла от производства к простому воспроизводству. Такое совпадение нео­бычайно интересно, если задуматься не только о метапсихологическом статусе понятия «влечения к смерти», но и о его генеалогии."
Я бы еще добавил к этому анализ некоторых дискурсов и некоторых авторов на предмет их шизогенности (сходства с "шизогенной  мамочкой"))
Ловушек всяких ОЧЕНЬ МНОГО...)

Tags: Бенсаид, Лефевр, структурализм
Subscribe

  • Об уровнях обучения. Примеры

    Уровни обучения — это, на мой взгляд, глубоко революционная (во всех смыслах этого термина) и прогрессивная концепция Грегори Бейтсона, о…

  • Литература и социальная критика

    В психотерапии есть очень полезная формулировка о разных способах восприятия и мышления проблемной ситуации — во фрейме проблеме или во фрейме…

  • Об идеологии фашизма, с т.з. психологии

    С точки зрения психологии (разных теорий). Много уже об этом писали разные фрейдо-марксисты и франкфуртцы, и мне очень нравится лекция Умберто Эко о…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments