al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

психология капитализма

А точнее - о психологии капитализма и неолиберализма (к теме группы Психологи против капитализма ). Очень большая тема, много чего тут надо сказать, но одновременно здесь все очень просто.

Одно из главных противоречий капитализма (не по Марксу, а с т.з. психологии) - противоречивые предписания (или даже парадоксальные, этот вопрос требует дополнительного разбора) на самом фундаментальном уровне. С одной стороны, основное правило капитализма (или код, управляющий почти всей жизнью, так экономика капитализма устроена) - требование стремиться к бесконечному накоплению капитала, к деньгам, к "эффективности" (поклонение Норме Прибыли), выгоде для себя, а с другой стороны - есть все-таки требование принимать самоценность человеческой жизни, человека и уважать гуманистические ценности. А это нельзя совместить, это можно назвать взаимоисключающими параграфами. В реальности товарно-денежных отношений конечно приходится как-то пытаться совместить все это, но на самом деле тут мы имеем дело с ситуацией, когда выбор невозможен, если мы не сменим систему, если не откажемся от капитализма. Поэтому все-таки здесь скорее именно парадокс ("банкроты выбирают себя сами" - истинный парадокс, по Вацлавику; или парадокс брадобрея можно вспомнить); хотя это все неоднозначно, безусловно (и мы осторожно надеемся, что нам удастся хоть как-то ускользнуть из этой ловушки). Главный код, управляющий жизнью при капитализме, не терпит конкурентов.

Попытки совместить с ним гуманистические установки - дело проигрышное для последних. Самый простой пример: как какой-нибудь капиталист не пытался хотя бы внешне относиться к наемных работникам как к людям, но любая ситуация, когда будет поставлена под сомнение его прибыль, проведет безжалостные сокращения (а чего стоит "доктрина шока"!). Был такой изощренный способ казни - намертво связать приговоренного со "свежим" трупом, тогда процессы гниения постепенно перейдут и на живое. А власть капитала - это есть господство мертвого труда, ну да что тут повторять известные марксистские формулировки. Можно возразить, что людей или какие-либо человеческие способности и качества, не вписавшихся в конъюнктуры рынка, не убивают в буквальном смысле, но ведь хорошо известно, что убить человека можно по-разному.


Власть Капитала - мощнейший патогенный фактор, фундаментальная патология. Человек интериоризирует противоречивое отношение к самому себе - и как к человеку, и как к товару, к средству для увеличения капитала. Бухгалтерская логика встраивается в субъективность, но одновременно в субъективность встраиваются и гуманистические установки, а непоследовательность и противоречивость здесь играет такую же патогенную роль, как и аналогичное отношение родителей к ребенку, для которого даже жесткое обращение может иметь меньшую патогенность, если оно последовательно и не чередуется с фальшивым приближением. В условиях неолиберализма появились процедуры и техники, превращающие каждого индивида в предмет бухгалтерской дисциплины. Наемные работники стали субъектами стоимости, в чем и заключается особенность неолиберальной модификации субъективности, служащей главной цели капитализма - экономической эффективности и постоянному увеличению прибыли. Любая трудовая деятельность кодифицируется, результаты представляется в виде цифр, цели и результаты также фиксируются в числовом выражении. По сути, речь идет о конструировании кодифицируемого, квантифицируемого и стандартизируемого универсума.


Таким же образом капитализм прописывает и межличностные отношения. Другие люди - это то (вроде бы) люди, то средство для получения прибыли, единица в бухгалтерских документах и т.п. Это, кстати, очень наглядно проявляется в медицине. Кем в условиях капитализма для врача является больной? Что там в клятве Гипократа - обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия), принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного... Но доминантой сейчас является другое.


Товарно денежные отношения и капитализм постоянно создают ситуации (точнее - сам капитализм и есть такая ситуация), когда требования меняются (когда, скажем так, постоянно меняются фигура и фон - и становится невозможно разобраться в ситуации).


Конечно, подобная механика встречается не только при капитализме, она там, где человек становится разменной монетой в каких-то играх и ему запрещается все это осознать и что-либо изменить.

Tags: антикапитализм, даблбайнд, марксизм, система, шизо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments