al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

О «мотивационной» зависти в форме рекуперации Маркса

Очень сильная и точная статья. Большой респект автору. Мы можем лишь добавить, что подобную психологию можно понять еще глубже с помощью психоанализа а взаимодействия между участниками подобных отношений - при помощи коммуникационного подхода (концепция патологической коммуникации, например).
Капиталистическая система производит психологию человека-винтика, маленького человека (он необходим для функционирования капиталистической экономики), но культура и психика человека гораздо более сложны, чем требования рынка и его агента - частного собственника-работодателя. Вследствие этого развитие человека затормаживается и, к сожалению, слишком часто все уходит в примитивное инфантильное фантазирование (нарциссические фантазии о собственной грандиозности, проецирующиеся на те образы, которые подсовываются масскультурой - представители крупной буржуазии, "звезды" и пр.).
Коммуникационный подход позволяет понять то, каким образом происходит засирание мозгов, или, как говорил Г. Бейтсон, спутывание
сознания, когда человек начинает верить, что черное - это белое, свобода - это рабство, а подавление и тотальный контроль - это забота и т.п.
Как-бы то ни было, но именно такая психология и соответствующие коммуникационные паттерны и позволяют пока системе удерживаться в состоянии относительного гомеостаза. Гомеостаз системы, однако, не существует без ее трансформации. И это зависит от нас всех.

http://trudovoe-bratstvo.ru/o-motivacionnoj-zavisti-v-forme-rekuperacii-marksa/
"Периодически на просторах социальной сети ВКонтакте люди с удовольствием осуществляют репосты сомнительной «цитаты» Маркса (достоверных источников нет): «Хочешь иметь столько денег, чтобы хватало тебе и твоей семье — работай сам… Хочешь обеспечить свои будущие поколения — заставь людей работать на тебя.»
Контекст осуществления репостов, конечно же, не имеет никакого отношения к негодованию по поводу несправедливости общественного устройства. Наоборот. Основная масса людей использует эту «цитату» как рецепт по добыванию успеха. Ситуационисты сказали бы, что незаурядная популярность данного «откровения» в многомиллионных пабликах «Цитатник миллионера» и «Дневник успеха», очевидно, есть ни что иное, как процесс рекуперации идей Маркса спектаклем. Контент-менеджеры «мотивационных» пабликов, всовывая эту «цитату» в свой прискорбный контекст, превращают фальшивый суррогат политэкономии в прямую инструкцию по заколачиванию бабла, с которой подписчики яростно соглашаются.

Кто же те правдивые люди, которые понимают, что богатство создаётся чужими руками и не брезгующие стремиться к такому богатству?

Может быть предприниматели? Но мы знаем, что рыночные идеологи предпочитают камуфлировать эксплуатацию за объявлением трудовых отношений взаимовыгодной сделкой, а также за теорией предельной полезности. Более того, мы можем предположить, что предпринимателям ущербная демагогическая мотивация совершенно ни к чему.

Рассмотрим же профессиональный состав подписчиков паблика «Записки миллионера». Интересно, что из 154.215 тысяч подписчиков (всего в поиске по подписчикам паблика доступно 1.095.602 человека), указавших одну из распространённых профессий (36.152 человек – экономические профессии, 32.098 – профессии сервиса, 19.461 – творческие, 18.497 – технические, 14.307 – медицинские, 13.905 – педагогические, 6.158 – юридические и охранительные, 3.143 – профессии информатики и связи, 3.032 – транспортные профессии и т.д.), лишь 1524 указали «предпринимателя», «бизнесмена» и «трейдера».

Следовательно, паблик «Записки миллионера» на 99% состоит из людей, которые не имели и, в большинстве случаев, никогда не будут иметь никакого отношения к миллионам. «Мотивация», которую осуществляют такие публичные страницы – это разжигание зависти, которая призвана усмирять чувство несправедливости. Вжиться в кожу хозяина, почувствовать в себе те мотивы, которые движут владельцами «заводов, газет, пароходов», принять их. Соответственно, принять точку зрения персонификаций капитала, буржуа, господ мира потребления и нищеты.

Идеологи неолиберализма и других прорыночных теорий зачастую обвиняют оппонентов в зависти. Якобы, стремление покончить с взаимообуславливающими «успехом» и «лузерством», с системой эксплуатации — это зависть, а стремление достичь «успеха» (пусть даже просто подписываясь на «Записки миллионера») – это не зависть. Но когда человек, подписанный на «Записки миллионера», соглашается с крайне сомнительной «цитатой» из Маркса, верно считая, что единственный путь к богатству – это эксплуатация, а сам является наёмным работником, то именно это и является самой чёрной и низменной завистью. Именно это – готовность раба стать рабовладельцем – подпирает основы чудовищной машины, перемалывающей судьбы в муку обезличенности и бессмыслицы.

«Сегодня я попал в неудачное положение, и надо мной стоят более расторопные люди, но у меня есть шанс выбиться в их ряды, встать над окружающими меня нищебродами» — такой ход мыслей, в конечном счёте, ничего не даёт завистливому работнику, но даёт собственникам основания быть спокойными на счёт бунта рабов. Когда эксплуатация легитимна в глазах эксплуатируемых, когда они при первом случае с удовольствием заняли бы место эксплуататоров, когда отнять чужое хочется сильнее, чем забрать своё  – тогда власть капитала неуязвима.

Репосты бессмысленных «мотивирующих» цитаток и циркулирующий среди наёмных работников дух возможного «успеха» выглядят до смешного жалко. Смирение через зависть: люди убеждают себя в том, что 10-20 тысяч рублей в месяц – это временно, что наступит звёздный час, шанс подняться над окружающими. И эти жалкие мотивы,  эфемерные мечты о своём личном возвышении убивают на корню зачатки какой-либо солидарности, делают невозможным борьбу за улучшение условий жизни, уничтожают реальные шансы коллективно вырваться из кабалы наёмного труда.

Конечно, во многом, «мотивационные» паблики – это всего лишь одна из разновидностей тренд-кретинизма наряду с «пацанскими», «стервозными», «ванильными», «понтовыми», «трахнутыми» и другими умопомрачительно дегенеративными «темами», на которых предприимчивые люди, разумеется, делают деньги. Но из всего остального хлама «мотивационный» вскрывает наиболее вредные тенденции среди молодых наёмных работников – зависть, презрение к собственному труду и агрессивное оправдание эксплуатации.

Tags: антикапитализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments