al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

НЕРАВЕНСТВО, КАПИТАЛИЗМ И БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Дорога на Освенцим была проложена

ненавистью, но вымощена равнодушием.

Почему значительная часть общества принимает неравенство и столь высокую степень расслоения общества, которое последовательно увеличивается? Ведь на самом деле сам факт неравенства, а тем более в таких размерах и при таком количестве социально-экономических проблем – это уже вызов обществу и каждому человеку (что видно особенно хорошо, если ВСЕ рассматривать как коммуникацию).

По неравенству распределения имущества и доходов Россия находится на одном из первых мест в мире, свидетельствуют результаты опубликованного 9 октября исследования Credit Suisse Research Institute. В России 110 миллиардеров контролируют до 35 процентов богатств всех домохозяйств, в то время как в среднем в мире на их долю приходится один-два процента.

На поставленный вопрос нет единственного ответа, каждая проблема включена в сложную нелинейную цепь других проблем и различных меняющихся условий. Человеческая психика, как и социальная коммуникация, чрезвычайно сложны – многие люди могут смиряться с тяжелыми, даже деструктивными условиями жизни. Например, можно привести феномен “стокгольмского синдрома”. Работа защитных механизмов психики и патогенных (разрушительных) коммуникационных паттернов уже довольно неплохо изучена психологами, психотерапевтами и психоаналитиками.

Столь вызывающее неравенство и расслоение общества принимается во многом благодаря почти тотальному безразличию и равнодушию. Люди равнодушны как к самому факту чудовищного расслоения общества, так и к его причинам и последствиям. Однако эти установки по отношению к миру и социуму далеко не так просты.

Но вначале мы сделаем небольшое отступление. Согласно некоторым исследователям фашизма и Холокоста, одним из важнейших факторов, сделавшим возможными массовые убийства и геноцид, стали не какая-то особая патологическая жестокость и деструктивность, а тотальное равнодушие.

“Вид убийств и разрушений многих оттолкнул, многих вдохновил, но подавляющее большинство предпочло надеть шоры на глаза, заткнуть уши и, прежде всего, закрыть рты. Массовое уничтожение сопровождалось не взрывом эмоций, а мертвой тишиной равнодушия. Это было не всеобщее ликование, а всеобщее безразличие, которое «все туже затягивало петлю на сотнях тысячах шей».

…В соответствии с общепринятыми клиническими критериями, не более 10 процентов солдат и офицеров СС можно признать «ненормальными». Это наблюдение согласуется со свидетельствами выживших, которые указывают, что в большинстве лагерей обычно лишь один или от силы несколько эсэсовцев отличались необузданной садистской жестокостью. Остальные не всегда были приличными людьми, но, по мнению заключенных, их поведение, по меньшей мере, можно было понять… Наш вывод состоит в том, что подавляющее большинство эсэсовцев, офицеров и рядовых с легкостью прошли бы все психиатрические тесты, через которые пропускают призывников в армию США или полицейских Канзас-Сити.

…Когда рейх двинулся на Восток и настало время принудительного выселения (Aussiedlung), большинство людей «мало задумывались и еще меньше спрашивали вслух, что происходит с евреями на Востоке. Большинство относилось к евреям по принципу “с глаз долой – из сердца вон”… Дорога на Освенцим была проложена ненавистью, но вымощена равнодушием».” (З. Бауман “Актуальность холокоста”).

С равнодушным отношением к неравенству и его последствиям, к его роли в воспроизводстве социально-экономических проблем, – точно такая же история. Равнодушие открывает дорогу вообще много для чего. Отношение жертвам неравенства – примерно такое же, как и к жертвам нацизма.” Убрать с глаз долой всех нищих, все бездомных, всех неудачников. Выселить, или… “Москва для богатых” и т.п. К этому добавляются нередко еще и попытки обесценивания жертв (“они”: “сами этого хотели”, “ленивы”, “неполноценны”, “просто не захотели стать богатыми” и т.д.), которые замешаны на элементарном невежестве в области психологии и социологии (например, на фундаментальной ошибке атрибуции, на непонимании роли ситуации – социальная психология, сути проективных процессов – психоанализ и др.).

Равнодушие и безразличие – это также и результат научения. Люди не рождаются равнодушными и не становятся таковыми без причин и соответствующего контекста.

Равнодушие – это продолжение (в психологии, в отношениях) логики существующей экономической системы, ориентированной прежде всего на рост прибыли (капитализм), которое обеспечивается механизмом частного присвоения результатов общественного труда. Человек в такой системе – это лишь легко заменяемый винтик, служащий новому божеству – Норме Прибыли, это единица в бухгалтерской документации. Все организуется для постоянного роста капитала и его ускоренного обращения, даже психология представителей крупной буржуазии – что уж тут говорить о “маленьком человеке”, о его психологии?

Реалии капитализма, естественно, мистифицируются. Заявляется, например, что рынок нужен для удовлетворения “человеческих потребностей”, то есть для “блага человека” (эта мифология была уже многократно и проанализирована, и деконструирована с разных позиций – от марксистов и франкфуртцев, до постструктуралистов). Люди чувствуют, что все это обман, но полное осознание глубоко конфликтной и противоречивой ситуации блокируется, а конфликт вытесняется. Равнодушие формируется и как защитная реакция, и как продолжение логики экономической системы. “Если система, начальство (собственники) и власть ко мне, как к человеку, безразличны, то и я буду безразличен ко всему” – “логика” здесь примерно такая. Действие безразличия можно сравнить с анальгетиками, но последние не помогут при системной и прогрессирующей патологии. А попытки устранить симптом (боль, негативные переживания) способствуют только взращиванию глубинной патологии.

Равнодушию, как и бессилию, последовательно обучаются и обучают. Главным образом именно равнодушная позиция получает в существующих условиях положительное подкрепление, если пользоваться терминологией поведенческой школы. Неравнодушие и настоящая активность чаще влечет за собой проблемы, а кроме того люди, перед лицом могущественной Системы и анонимного общества, мало видят примеров результата такой своей позиции. Поэтому большинство становятся безразличными, даже если это касается проблем, затрагивающих их самих и их близких, не говоря уже о миллионах и миллиардах других, страдающих от неравенства и связанных с ним проблем.

Таким образом, равнодушие не только “органически” встроено в Систему, но и работает на ее дальнейшее воспроизводство (хотя, в нарастании безразличия и пассивности можно увидеть и тенденции к саморазрушению Системы, ее имплозии, как это сделал Бодрийяр). Кроме того, равнодушие прекрасно встроено и в современное капиталистическое общество потребления, когда потребителю нужно быть безразличным (чтобы поменьше думать и побольше потреблять) и к нередко ужасным условиям труда тех, кто далеких регионах производит различную продукцию, и к рабским условиях труда в крупных торговых сетях; а также в бессмысленную и безжалостную конкурентную гонку.

Сама Система порождает безразличие и равнодушие, одновременно используя их как свою почву.

Обвинять в равнодушии и безразличии непосредственно людей, взятых изолированно от существующей социально-экономической систему – в корне неверно, да и просто ненаучно; это будет очередной мистификацией.

Ситуация, конечно, более сложна и требует дальнейшего изучения. Здесь нетрудно увидеть, например, и работу даблбайнда – когда людей то стимулируют к активности, к живому участию, к инициативе, к проявлению своих чувств и своего голоса, то все это подавляют разными изощренными способами, но и равнодушие и пассивность также при случае будет порицаться.

Безразличие людей к социальному неравенству и связанным с ними проблемами открывает дорогу для любой деструктивной трансформации социума. Удобная в “решении” краткосрочных задач стратегия может стать губительной в долгосрочной перспективе.

Как говорил Жиль Делез: «Быть “левым” значит ощущать своё единство с миром. Быть «левым» значит воспринимать проблемы «третьего мира» как более насущные, чем наши собственные… Быть «левым» – это проблема развития, а не миноритарности».



ПСИХОЛОГИ ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА http://redpsychology.wordpress.com/
http://vk.com/club48902771

Tags: антикапитализм, неравенство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments