al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Неоцаризм и монархизм как реклама

В чем смысл странных попыток власти простимулировать (а может просимулировать) интерес к монархизму?

Начать нужно с того, что сам монархизм никому не нужен, особенно – правящему классу. Дело тут не в превознесении монархизма и всех этих царских сословий, а в том, чтобы представить в наихудшем свете всех тех, кто боролся с ними и противостоял ему. Иначе говоря, главная цель – во внедрении и поддержании убеждения, что нельзя бороться с существующей Системой.

Что касается монархизма, то мы конечно же имеем дело с его симулякром, ибо мало кто понимает сущность монархизма и его видов, а также его отличие от, например, республики и также немного тех, кто хочет в этом разбираться. То же самое можно сказать и о симуляции интереса к семейным историям «небожителей», происходящего  в атмосфере почти тотального всеобщего равнодушия (которое является продолжение логики самой Системы и реакцией на нее, т.е. соответствует контексту).

Рассказы об семействах монархов и прочих «аристократов» легко смешиваются и сливаются с рассказами о жизни современных и (не современных) «звезд» и «звездочек», со спортивными трансляциями, ток-шоу, многочисленными зрелищами и  информационными потоками в целом (большую роль тут играет так называемый инфотейнтмент). Все сферы перемешиваются – экономика, спорт, политика, зрелища, секс, искусство, наука, мистика, новости, реклама и т.д.

Неоцаризм вполне можно было бы рассматривать просто как один их элементов общества спектакля/симуляции (жизнь манархов как зрелище), лишенного какой-бы то ни было референциальности, но этого недостаточно.

Если же сравнивать насаждение неоцаризма с рекламой, то необходимо понимать, что чем сейчас является реклама. Главная цель современного рекламного дискурса – не убеждение, а разубеждение.

«Решающее воз­действие на покупателя оказывает не риторический дискурс и даже не информационный дискурс о достоинствах това­ра. Зато индивид чувствителен к скрытым мотивам защи­щенности и дара, к той заботе, с которой «другие» его убеж­дают и уговаривают, к не уловимому сознанием знаку того, что где-то есть некая инстанция (в данном случае соци­альная, но прямо отсылающая к образу матери), которая берется информировать его о его собственных желаниях, предвосхищая и рационально оправдывая их в его собствен­ных глазах. Таким образом, он «верит» рекламе не больше, чем ребенок верит в Деда Мороза. И это не мешает ему точ­но так же вовлекаться в интериоризированно-инфантильную ситуацию и вести себя соответственным образом. От­сюда проистекает вполне реальная действенность рекламы: ее логика — не логика внушения и рефлекса, а не менее стро­гая логика верования и регрессии» (Бодрийяр «Система вещей»).

Рекламу – это далеко не только язык, но она до предела упрощает все разновидности языка.  Это, скорее, способствующая поверхностному пресыщению и очарованию, завораживающая и окутывающая нас «асинтаксическая туманность». Поэтому вопрос об убеждающей силе рекламы становится менее актуальным.

Действие языка капитализма состоит в неумолимом обволакивании жертвы (Р. Барт).

Индивид превращается в пассивного потребителя, постоянно поглощающего (как ребенок сказки) всевозможные образы, видеоряды, рассказы-«сказки» (скомбинированные кем-то другим), вещи-знаки, услуги и пр.  Критическое мышление заглушается и отмирает. Социальная активность подменяется активностью зомбированного потребителя, внутренняя (психологическая) активность – постоянно сменяющимися образами на экранах мониторов и телевизоров, устраненность человека от мира требует компенсации иллюзией вовлеченности в мир посредством подключения к сетям.

Медиатизированный субъект наполнен мёртвой информацией, препятствующей созданию информации живой. (Негри, Хардт).

В данном случае возможность критического мышления по отношению к истории, понимание противоречивости и живой динамики социальных процессов, требующих нашего активного участия в них, подменяется регрессивной вовлеченностью в медиатизированную реальность, растворением в ней и фрагментацией сознания, в результате чего вопрос о построении целостной и связной картины мира, а также формировании активного отношения к нему просто снимается с повестки дня.

Все это крайне осложняет восприятие не только марксистских идей, но и вообще ЛЮБОГО критического дискурса. Индивиды, поглощенные медиатизированной реальностью и тотальным капиталистическим дискурсом, просто теряют способность к критического отношению к определенным вопросам, или, как выражался Грегори Бейтсон, способность к метакоммуникации и к выходу на метапозицию.

Но… все меняется. И всему можно научиться.

http://redpsychology.wordpress.com
http://vk.com/club48902771

Tags: Бодрийяр, манипуляции, психоанализ, фрейдомарксизм
Subscribe

  • LOST

  • LOST и... кот Шредингера???)

    Так это все надо понимать? :) Вообще, неплохое начало 6го сезона, но хочется больше психологизма, как в первых сезонах) Шизофреническое расщепление…

  • LOST. Точка бифуркации?))

    Не, конечно, впечатление такое, что и этот взрыв - был предопределен и речь не идет о "новом" режиме работы "системы". А главное…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments