al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

И. Бауер. Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации

Сказать, что очень важная тема - почти ничего не сказать. Все это имеет самое прямое отношение и к вопросу "формирования обновленной левой идентичности, понятной обществу, и открытой для разных форм участия", и к тому, что называют смещение от фрейма проблемы к фрейму результатата. Одно дело фокусироваться на том, что мы не хотим быть рабами, эксплуатируемыми, не хотим жить в иллюзиях и в постоянной тревоге и страхе перед мощью демонических плясок капитала, которые в любой момент могут стать разрушительными, не хотим видеть в другом конкурента-врага и подозревать всех в обмане и дурных намерениях и т.д. (хотя, надо сказать, что часто не доходит даже до постановки ЭТИХ вопросов), или мы будет в достаточной мере ясно осознавать какой жизни, каких социальных отношений, какого социально-экономического устройства и какой идентичности мы хотим.

И это тоже архиважно. Если другой образ жизни, другие отношения, другая психология станут более привлекательными, чем капиталистический спектакль абсурда и невротичности (или нередко деструктивности), то от последнего гораздо легче будет отказаться.
Ну и конечно очень здорово, что мы можем ознакомиться с тем, как неолиберальная демагогия бьется казалось бы на ее поле (отсылок к "природе человека", якобы, "склонного к конкуренции", якобы и эгоиста то же "по природе") как говориться "одной левой" (вот еще отличная статья-интервью И если уж брать «роль биологического начала в человеке», то капитализм – максимально антибиологический строй). Она и без биологии рассыпается как карточный домик от даже легкого прикосновения марксизма, нео- и посмарксизма, изящной постструктуралистской критики... жаль только массы не знают... Как бы это исправить?



Иоахим Бауэр (Joachim Bauer, 1951г., Германия) — немецкий молекулярный биолог, врач, нейробиолог, психотерапевт.

«Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации»
http://redpsychology.wordpress.com/2013/11/22/296/

«Данная книга не претендует на роль «истины в высшей инстанции».
Но в ней будет изложен ряд новых важных сведений о том, что мы по своей природе являемся «человечными» существами и почему так происходит. Она расскажет также и о вытекающих из этого возможностях.

Современная нейробиология

Не только с точки зрения нейробиологии, но и с позиций генетики открывается

перспектива,  которая  в  своих  главных  постулатах  отличается  от  взглядов  как

Дарвина,  так  и  социобиологов.  Об  этом  пойдет  речь  в  данной  книге.  Спорным

является вопрос о том, являются ли конкуренция и борьба первичными движущими

силами,  управляющими  поведением  живых  систем.  В  отношении  человека  эти

гипотезы неверны.16 Совершенно неверно и то, что гены являются конкурентами и

борются  за  господство:  каждый  ген,  так сказать,  против  всего  остального  мира.17  В

действительности,  никто  не  знает,  что  является  внутренними  движущими  силами

эволюции  и  каковы  цели  эволюции.  Выдающиеся  ученые  в  области  биологии  и

медицины,  в  том  числе  американский  биолог  Линн  Маргулис  (Lynn  Margulis),18

считают, что понятия «конкуренция» и «борьба за выживание» представляют собой

термины,  заимствованные  из  сферы  экономики  и  привнесенные  в  биологию.

Категории достижения успеха, которая господствует в экономическом мышлении, в

биологии,  по  их  мнению,  не  существует.  Для  природы  критерии  такого  рода  не

имеют  значения.  Все  большее  число  ученых  полагает,  что  пришло  время

подвергнуть  сомнению  некоторые  из  имплицитных,  но  ставших  привычными,

гипотез дарвинизма и социобиологии. Эта книга преследует цель противопоставить

концепции природы, находящейся исключительно и преимущественно в состоянии

борьбы, ряд результатов новейших биологических исследований, которые говорят о

том,  что  дарвиновская  модель  «войны  природы»  является  односторонней  и

неполной и должна быть заменена дифференцированным подходом.

Человек: Сконструирован для позитивных отношений

С  точки  зрения  нейробиологии,  мы  являемся  существами,  нацеленными  на

социальный резонанс и кооперацию. Суть любой человеческой мотивации состоит в

том,  чтобы  найти  для  себя  и  дать  другим  признание,  уважение,  поддержку  или

расположение. Но разве нейробиология может занимать какую-либо позицию в этом

вопросе? Разве биологическая схема, по которой мы все сконструированы как живые

существа,  может  что-либо  сказать  о  том,  какие  способы  поведения  соответствуют

нашей  природе,  какие  идут  нам  на  пользу,  а  какие  из  них  могут  довести  нас  до

болезни?  Когда  речь  идет  о  привычках  в  питании  или  соответствующих  формах

физической нагрузки, мы без колебаний ответим на этот вопрос положительно. Но

как обстоит дело в тех случаях, когда речь идет о психических потребностях людей, о

способах  их  оптимального  общения  друг  с  другом  и  о  том,  каковы  должны  быть

общественные  рамки,  позволяющие  успешно  реализовывать  такое  общение?

Безусловно, в этих вопросах главенствующая роль принадлежит не биологии. Тем не

менее, знания из области биологии могут иметь очень большое значение для ответа

на  вопрос,  какой  должна  быть  жизнь  человека.  Результаты  ряда  новейших

исследований  показывают  нам  человека  как  существо,  ориентированное  в  своих

основных  побуждениях  на  стабильные,  позитивные  отношения.  И  этот  образ

существенно  отличается  от  представлений  о  природе  человека,  выработанных

естествознанием в предыдущие века.20

Поскольку живые существа обладают в некоторых случаях весьма значительным

потенциалом  агрессии,  очевидным  казалось  предположение,  что  глубинный

биологический  стимул  жизни  (в  том  числе  и  человеческой  жизни)  состоит  в

конкуренции и борьбе. Такое понимание точно совпало с «борьбой за выживание»,

которую  Дарвин  объявил  основным  законом  природы,  и  для  многих  вопрос  о

природе  человека  оказался  решенным.  Руководствуясь  этим  тезисом,  некоторые

люди, стали постоянно выдвигать — и выдвигают до сих пор — требование создания

такого  общественного  устройства,  которое  не  просто  допускает  конкуренцию  и

отбор,  но  и  должно  способствовать  им.  Подобные  социальные  проекты

действительно активно осуществлялись во многих западных странах после 1860 года

и до середины прошлого века,21 и в последние годы снова началась пропаганда идеи

создания  общества,  основанного  исключительно  на  конкурентной  борьбе  и

успешности якобы самых способных. Такой точке зрения противостоит открытие в

нейробиологии систем мотивации — «приводных механизмов» жизни.

Мотивы человека как «существа социального»:

Внимательное отношение и кооперация

Аргументы,  говорящие  в  пользу  того,  что  человек,  с  точки  зрения  биологии,

является  социальным  существом,  базируются  на  трех  основополагающих

биологических  критериях.  Во-первых,  мотивационные  системы  головного  мозга

человека  ориентированы  на  кооперацию  и  проявление  внимания  и  заботы,  и  в

условиях социальной изоляции перестают функционировать. Во-вторых, серьезные

нарушения  и  потери  важных  межличностных  отношений  приводят  к  активации

биологических систем стресса. Оба фактора: снижение активности мотивационных

систем  и  активация  систем  стресса  могут  стать  причиной  нарушений  здоровья

человека.  Отсюда  становится  ясно,  что  люди  созданы  не  для  такого  окружающего

мира,  который  характеризуется  изоляцией  и  постоянными  конфликтами.86

Третьим,  еще  не  упоминавшимся  нейробиологическим  критерием,

характеризующим человека как социальное существо, является система зеркальных

нервных  клеток.87    Не  только  у  человека,  но  и  у  некоторых  видов  животных  эти

клетки  образуют  нейробиологическую  систему,  которая  позволяет  им  интуитивно

настраиваться  друг  на  друга.  Система  этих  специальных  клеток  обеспечивает

способность  индивида  чувствовать  то  же  самое,  что  чувствует  кто-то  другой.  Это

происходит  по  типу  внутреннего  моделирования,  имитации  переживаний.  Эта

способность  объясняет,  почему  мы,  например,  чувствуем  боль,  когда  видим,  как

сильно  поранился  другой  человек,  или  почему  так  заразительны  эмоциональные

настроения. Благодаря этой способности открываются широкие — до сих пор не до

конца изученные — возможности социального резонанса. Для человека зеркальные

нервные  клетки  делают  возможной  особую  форму  социальной  связи:  сочувствие,

эмпатию. С зеркальными клетками дело обстоит так же, как с системами мотивации

и  биологического  стресса:  они  функционируют  только  при  условии,  что  на

жизненном  этапе  становления  люди  смогли  приобрести  положительный  опыт

отношений с другими людьми, и если в последующей жизни травмы не привели к

психическим  и  нейробиологическим  нарушениям  этих  систем.  Таким  образом,  из

этой  главы  мы  делаем  вывод:  Если  генетические  структуры  человека  поддерживаются

соответствующими  условиями  окружающего  мира,  то  человек,  благодаря  определенным

системам,  имеющимся  в  его  организме,  является  существом,  ориентированным  на

кооперацию и «человечность».

86  Здесь  уместно  заметить,  что  проведенные  в  60-е  годы  эксперименты  Стэнли  Милграма  (Stanley Milgram),  весьма  спорные  с  этической  точки  зрения,  не  противоречат  сказанному.  Участники  этих экспериментов  должны  были  наказывать  электрошоком  других,  сидящих  в  соседнем  помещении, участников, которых первые не могли видеть, но отлично слышали. Наказание применялось каждый раз, когда при выполнении задания на запоминание слов вторые делали ошибки. Если испытуемые не  решались  применять  электрошок,  то  руководители  эксперимента  в  белых  халатах,  стоявшие  за ними,  оказывали  на  них  массированное  давление,  заставляя  нанести  электрошок:  «По  условиям эксперимента вы обязаны это сделать! У вас нет другого выбора!»

Милграм  пишет,  что  почти  все  испытуемые,  которые  подчинились  этим  требованиям  (63  %),

оказались в стрессовом состоянии, некоторые пережили даже нервный срыв. (См.: Milgram. 1963, 1965).

Ужасающим  результатом  экспериментов  Милграма  было  то,  что  люди,  хотя  и  под  интенсивным давлением,  оказались  готовы  участвовать  в  этих  пытках.  Вопреки  распространенному  мнению, испытуемые не получали никакого удовольствия, и Милграм особо подчеркивает этот факт в своих статьях. Если эксперимент был организован так, что за спиной испытуемого стояли два руководителя, один из которых требовал применить электрошок, а другой выступал против его применения, то в такой ситуации ни один (!) из испытуемых не применил электрошока.

Культура кооперации

Стремление человека к вниманию и кооперации является основой человеческого

существования.  Альтруистические,  направленные  на  благо  других,  модели

поведения представляют собой нечто большее, чем оптимальные стратегии в борьбе

за  выживание.  Безусловно  верно,  что  с  помощью  коллективных  действий  иногда

можно  достичь  преимуществ  в  конкурентной  борьбе,  равно  как  и  то,  что  живые

существа  борются  за  выживание,  когда  им  угрожает  опасность.  Утверждение,  что

живые существа хотят жить, — тавтология. А утверждение, что главные побудительные

импульсы живых систем ориентированы на максимальное распространение и межвидовую

борьбу, — уже идеология. Как и всякая идеология, она игнорирует все, что могло бы

вызвать сомнения в ней. Даже на ограниченность ресурсов живые существа далеко

не всегда реагируют проявлением агрессии. Они используют в таких случаях и свою

способность к саморегуляции.349  Рассмотрение эволюции жизни и этапов развития

живых  систем  показывает,  что  кооперация  была  решающим  условием

возникновения  жизни,  и  до  сих  пор  она  остается  феноменом,  сопровождающим

жизнь  во  всех  ее  проявлениях.  Первые  живые  системы  обязаны  своим

происхождением  принципу  взаимного  приспособления  и  согласованности,  а  это

означает — кооперации.

Развитие  простейших  систем  в  более  сложные  биологические  структуры,  по

общему  мнению  систематиков,  невозможно  объяснить  принципом  борьбы  за

выживание  и  отбором,  такое  развитие  предполагает  кооперацию  в  качестве

основного  метода.  Согласованность  и  резонанс  характеризуют  все  значительные

биологические структуры и процессы, начиная с двойной спирали ДНК (зеркальной

структуры)  до  взаимного  приспособления  биомолекул  и  их  рецепторов  и

взаимодействия  клеток  в  рамках  органов  и  организмов.  Гены  как  таковые

представляют  собой  в  высшей  степени  кооперативные  системы  и  к  тому  же

постоянно  реагируют  на  сигналы  окружающего  мира,  к  которым  они  могут

приспосабливать  как  свое  функционирование,  так  и  свои  эпигенетические

структуры.  Поэтому  отличительным  признаком  биологических  систем  является

«симфония живого», как сказал биохимик и бывший директор института Общества

Макса Планка Фридрих Крамер (Friedrich Cramer).350 Это — образ взаимодействия и

поиска биологическими системами все новых возможностей взаимного резонанса.

Если  учесть  наблюдения  феноменов  зеркального  отражения  и  резонанса  у

простейших биологических структур, например ДНК, то не вызовет потрясения тот

факт, что и у высших живых существ, например у человека, процессы зеркального

отражения  и  резонанса  играют  весьма  существенную  роль,  хотя  одно  нельзя

непосредственно  вывести  из  другого.  Уже  самые  ранние  проявления  культурной

креативности  по  своей  природе  были  явлениями  зеркального  отражения  и

резонанса. Это справедливо для живописи, для общих форм движения (спорт или

танец),  и,  в  первую  очередь,  для  всех  форм  музыки.  Все  изложенное  в  этой  книге

заставляет  прийти  к  следующему  выводу:  Креативность  в  области  культуры  никоим

образом не проявление роскоши, а выражение поиска того, на что мы ориентированы нашей

глубинной  биологической  сутью.  К  культурным  формам  жизни  относятся  не  только

искусства, но и многообразные виды социального взаимодействия. Они охватывают

воспитание в наших детях гуманности, образование, этический менеджмент в сфере

экономики  и  готовность  помогать  друг  другу  в  материальных  бедах  и  в  случаях

болезни.351  Сегодня  у  нас  есть  возможность  избавиться  от  кошмара  дарвинизма  и

социобиологии.  Альтернативой  им  является  кооперация.  Результат  удачной

кооперации называется человечностью, гуманностью.»

Скачать книгу

http://mirknig.com/knigi/psihologiya/1181624086-princip-chelovechnosti-pochemu-my-po-svoey-prirode-sklonny-k-kooperacii.html

Tags: И. Бауер, антикапитализм, оптимизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments