al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Нарциссическая динамика, общество потребления и капитализм

Статья психоаналитика Г. Гридаевой «Общество потребления, эволюция семьи и нарциссическая динамика». http://psycentrum.com/portfolio/obshhestvo-potrebleniya-e-volyutsiya-sem-i/

Статья интересна и тем, что в ней делается акцент на теснейшей взаимосвязи глубинных психических процессов и социальных реалий.

Кроме того, в статье хорошо просматривается системный подход, а также теория об обратной связи, хотя данная терминология и не используется напрямую. Безусловно, каждый анализ является неполным и каждому автору можно задать много вопросов (о чем речь пойдет ниже — что значит лечить симптом?)

«…постоянно потреблять может только тот человек, который испытывает постоянный дефицит, нехватку, но при этом хочет получить все. Поэтому ощущение нехватки, постоянной гонки за идеалом и совершенством эксплуатируется самыми разными способами. Реклама – «будущее зависит от тебя», «управляй мечтой». Эксплуатация желания всемогущества, отрицания принципа реальности. Зачастую самоуважение поддерживается за счет приобретения материальных ценностей. «Когда у меня будет самый большой в городе джип, самолет и яхта, то я стану абсолютно самодостаточным человеком». Конечно, понятно, что это скорее «самонедостаточный человек». Поэтому обществу потребления очень удобны и выгодны люди с нарциссической патологией – их можно легко использовать.

…Общество потребления, в котором мы сегодня живем, постоянно провоцирует нас на безудержное стремление к успеху и перфекционизм. В результате нарциссические механизмы каждого человека испытывают постоянную стимуляцию и определенное давление со стороны общества, что у многих людей ведет к нарушению адекватного нарциссического баланса и запускает нарциссическую регрессию. При определенной предрасположенности и слабости механизмов нарциссической регуляции у конкретного человека это может привести к декомпенсации и усугублению имеющейся нарциссической патологии.
Также современное общество оказывает опосредованное воздействие на формирование нарциссической патологии, которое реализуется через трансформацию института семьи. Современная семья эволюционирует от традиционной патриархальной семьи к нуклеарной семье, в которой из-за малочисленности и малодетности значительно возрастает эмоциональная нагрузка и эмоциональная значимость каждого члена семьи. Каждый член нуклеарной семьи становится фактически незаменимым, т.к. его замена равноценна уничтожению семьи. В результате существенно повышается степень зависимости членов семьи друг от друга и степень взаимного нарциссического использования. При этом другой член семьи выступает как дополнение, ему делегируются собственные нужды и происходит стирание психологических границ. Риску нарциссического использования больше подвержены дети. При этом может происходить подавление и игнорирование их собственных потребностей в развитии, что в дальнейшем неизбежно приводит к нарциссическим нарушениям различной степени выраженности у подрастающего поколения. Таким образом, общество потребления прямо и опосредованно формирует все большее количество людей с нарциссической патологией, а они затем в свою очередь формируют общество потребления – и замыкается порочный круг.

Выводы:

1. Общество потребления формирует людей с нарциссической патологией, причем двумя способами: прямым воздействием на механизмы регуляции самоуважения членов общества, и опосредованным через трансформацию института семьи. В настоящее время можно смело говорить об эпидемии нарциссизма. Люди с нарциссической патологией, которые были в свое время использованы, начинают использовать других, таким образом формируя и укрепляя общество потребления, т.е. замыкается порочный круг.

…»

Вопросы (замечания) будут такие.

«Общество потребления» — это не какая-то новая социально-экономическая формация. Это — КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ общество потребления. Капитализм, то есть. А раздувание всеми возможными способами (в том числе и путем тотального манипулирования) практик потребления, подстегивание гиперпотребления — все это происходит благодаря внутренней «логике» капиталистической системы. Поэтому, к сожалению, очень часто критика «общества потребления» служит уводу внимания от системных, от главных проблем, переключая критику на следствия (чего избежали многие выдающиеся мыслители, такие как Бодрийяр, Жижек, Фромм, Маркузе, Джеймисон и др.).

Фредерик Джеймисон, например,  исследует «модус, в соответствии с которым постмодернизм дублирует или воспроизводит — усиливает — логику потребительского капитализма» («Постмодернизм и общество потребления» http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm).

Не бесспорен также тезис о том, «общество потребления — это общество дефицита, а не конфликта». Исследование общества потребления Жаном Бодрийяром показывают, что конфликт в нем «зашит» просто глубже и принял другие формы.

Стимулировать нарциссическую патологию могут также не только проблемы, связанные с потреблением, но и особенности организации трудового процессам и бизнеса. Культ успешности, конкуренция и т.д.

Чрезвычайно важной представляется мысль автора статьи о порочной связи (обратной связи) между определенными формами социально-экономического устройства и психологической патологией. К сожалению, нужно констатировать, что эта проблематика пока очень плохо исследована, различные авторы (Г. Бейтсон, например) лишь немного касались ее.

Но многого ли  можно добиться точечной психопрофилактикой и психотерапией, если психотерапевт работает скорее со следствиями системных проблем общества, с частными случаями. Как говорил Грегори Бейтсон: «лечим симптом, значит взращивает глубинную патологию».

Что можно противопоставить всему этому?

Понятно, что если читаем статью не политика или общественного деятеля (или, скажем, Славоя Жижека), а практикующего психоаналитика или психотерапевта (да и адресованную скорее коллегам) , то вряд ли мы можем ожидать призывов к радикальным изменениям в обществе.

И все же. Вот что пишет выдающийся американский социальный психолог Д. Майерс о необходимости ревизии и реформировании культуры, порождающей разнообразные серьезные проблемы

«Одна история о спасении человека, тонущего в бурной реке, подсказывает альтернативный подход. Не успел спасатель оказать первую помощь спасенной им женщине, как он увидел, что тонет ещё одна, и снова бросился в воду. И так одного за другим он вытащил из воды человек шесть. Когда он, наконец, решил, что его миссия окончена, и бросился прочь, над волнами появилась ещё одна голова. «Ты что, не собираешься спасать его?» — спросил стоявший неподалеку зевака. «Нет! — крикнул спасатель в ответ. — Поднимусь выше по течению. Надо же понять, почему они все оказались в воде!»»  (Д. Майерс «Социальная психология»).

Иными словами, если определенная форма социально-экономического устройства патогенна, причем в силу своих системных свойств, то менять нужно именно ее, а не бороться со следствиями, взращивая глубинную патологию.

Tags: Бейтсон, потребление, психоанализ, психология капитализма
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments