al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Об играх в «счастье» и вокруг него

В предновогодний период всегда наблюдается обострение ряда невротических игр. Одна из них заключается в навязчивых попытках демонстрировать внешние признаки счастья и  радости, а также в столь же навязчивых постоянных пожеланиях счастья другим.
Если говорить о подобного рода обострениях со стороны представителей Власти, то тут вроде бы все понятно. Власть стремится хотя бы обозначит свою «заботу» о народе — если «народ» «счастлив», то это означает, что Власть «хорошая» и «эффективная» (ребенок выражает внешние признаки счастья и любви к родителям — значит родители «эффективные»).  Но на деле все хорошо понимают (хотя бы бессознательно), что все обстоит несколько иначе — в реальности разыгрываются совсем другие игры и сценарии. Посыл Власти — мы делаем вид, что заботимся о вас и об обществе (в то время как она заботится лишь о том, чтобы использовать народ в своих целях), сделайте вид, что вы счастливы, хоть на время; посыл со стороны народа — мы делаем вид, что поддерживаем вас, мы будем делать вид, что счастливы, либо мы будем играть в игру «попробуй сделать нас счастливыми — мы будем этому сопротивляться, а ты будешь делать вид, что что-то делаешь», мы будем сопротивляться и тому, чтобы нас использовали, даже через болезни и депрессию  (тут можно написать продолжение «Узелков» Р. Лэйнга, привлечь теорию даблбайнда — игры здесь конечно идут гораздо более сложные, чем это можно кратко описать).

«Они играют в игру. Они играют в то, что они ни во что не играют. Если я покажу им, что я вижу, что они играют, я нарушу правила, и они меня накажут. Я должен играть в их игру, что я не вижу того, что они играют.» Рональд Лэйнг.

Оставим сложные циркулярные отношения между властью и народом. Тема стремления к счастью и удовольствиям очень интересная и важна — совершенно неслучайно появилась целая «наука о счастье».

Статьи (отрывки из книг):

о парадоксах и ловушках стремления избежать и депрессии и достичь счастья, о самодепрессировании супругов, вовлеченных в циркулярные процессы  — из книги Психотехника парадокса,

Виктор Франкл. Принцип удовольствия и принцип гомеостаза.

Э. Фромм. Удовольствие и счастье. Удовольствие как критерий ценности.

текст интервью Уолласа с Фроммом — о деньгах, счастье, капитализме, потреблении,

интервью с психоаналитиком Д. Ольшанским о счастье в буржуазном концлагере и счастье как форме извращения.

Что касается гедонистической концепции человека, то она просто удобна (обманчиво удобна) тем, что представляет его «как молниеносный калькулятор удовольствия и боли, который колеблется как глобула жажды счастья, под действием стимулов, изменяющих его положение в пространстве, но оставляющих его невредимым. У такого человека нет ни прошлого состояния, ни будущего. Он является изолированной, конкретной человеческой данностью, находящейся в стабильном равновесии, за исключением ударов разнонаправленных сил, сдвигающих его то в одну, то в другую сторону.» (Веблен).

Узко атомистическое и дисконтинуальное (или «моменталистское») воззрение на социальный мир и человека удобно также и тем, что создает иллюзию возможности тотального контроля и манипуляции. Можно, якобы, ничего существенного не меняя в системе, просто различными способами (при помощи психологов, социологов и политтехнологов)  вызывать у граждан ощущение удовольствия и даже счастья. Вот и приходим к эпохе симулякров.

Состояние «счастья» становится признаком нормальности. Оно становится частью кода нормальности — репрессивного кода, служащему делу социального контроля, который, по мнению Бодрийяра стал главным законом общества — современного общества контроля. «Нормальность», «качество жизни» являются всего лишь превратностями рентабельности. (Бодрияйр).

Но это неизбежно приводит к усилению ответной реакции (ведь переживание несчастья, депрессии, неудовольства — это всегда есть реакция на соответствующий патогенный контекст, поэтому попытки изменения человеческих реакций, переживания и психики, взятых отдельно  от социальных условий и без изменения этих условий — всегда обречены на провал). Поэтому аутосаботирование счастья (Жижек) выглядит как закономерный ответ на попытки тотального манипулирования массами при помощи «науки о счастье». И в «эру возвышенного гедонизма, когда целью жизни непосредственно избраное счастье, процветают тревога и депрессия», агрессия и конфликты (Жижек «Размышления в красном цвете»).

ПСИХОЛОГИ ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА http://redpsychology.wordpress.com/

http://vk.com/club48902771

Tags: Бодрийяр, Жижек, Фромм, власть, даблбайнд, общество контроля, психоанализ, шизо
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments