al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Неолиберализм: страницы истории болезни (К. Лаваль)

Кристиан Лаваль: «Построение нового западного субъекта – дело давнее.»

«Человек экономический и рыночное общество идут рука об рука, неотделимые друг от друга…»

К. Лаваль «Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма». Отрывки из книги.

В эссе К. Лаваля каждый раздел является крайне актуальным и важным, здесь же мы хотим обратить внимания на вопросы, которые, возможно, наиболее соприкасаются с проблемами психологии.

Во-первых, это ситуация противоречивых, взаимоисключающих и парадоксальных предписаний, которыми социальная жизнь всегда, но в разной степени, была пронизана. Противоречивость и парадоксальность стали резко нарастать по мере установления рыночных отношений (капитализма) – от старых моральным норм (и прочих правил, регулирующих социальную жизнь) все-таки целиком никто не отказывался, но все более сильными становились другие правила – логика капитализма и рыночной экономики (стремление к повышению Нормы Прибыли, к эффективности и т.п.). На это противоречие в современной культуре обратила внимание еще Карен Хорни, проявившая большую проницательность, чем «Отец-Основатель» психоанализа, а также такие психотерапевты, как Р Мэй и Э. Фромм, но гораздо лучшие перспективы для исследования этих проблем открывает наследие Грегори Бейтсона – теория (патогенной) коммуникации и даблбайнда (double bind). Надо заметить, что сам К. Лаваль, склонный обращаться скорее к Лакану, не использовал эту парадигму, а зря.

Другой важный момент – это идея (миф) о «личном интересе», сложный генезис которой тщательно исследует Лаваль.

Представление о «личном интересе» является на деле целым комплексом весьма неоднозначных идей и социальных практик. Например, с помощью сконструированных представлений о «личном интересе», особенно когда он выдается за нечто «естественное» и изъятое из истории, можно очень «эффективно» управлять людьми и массами.

«Знаете ли вы, что нужно делать, чтобы помешать кому бы то ни было говорить от своего имени? Заставить его сказать «я».» (Ж. Делез «Четыре тезиса о психоанализе»).

Исследование данного круга проблем крайне важно для целей революционного преобразования общества. Почему изменения не происходят, а если и происходят, то часто оказываются повторение одних и тех же проблем и ошибок?

«Человек экономический» — продукт капитализма и неолиберализма. В обществе действуют циклические процессы (как и в семейной системе, например). Определенные черты психологии хомо экономикуса начинают требовать неолиберализма и рыночных отношений, являясь одновременно их «продуктом», причем вместе с теми же конфликтами, проблемами и противоречиями. Обученные жить в патогенной и патологической среде, начинают стремиться ее воспроизводить.

Если человека, скажем, научили абсолютно все видеть через призму «полезности» (это тоже очень тщательно разбирает Лаваль), при этом подавляя возможность понимания сути происходящего, то он и к перспективе социальных изменений отнесется соответствующим образом. «А какая МНЕ будет от этого ПОЛЬЗА» — сразу подумает он? «Будет ли мне полезен социализм? А вдруг сузиться рынок гаджетов (которые помогают мне убегать тревоги и ощущения бессмысленности жизни), а вдруг я не смогу купить новое авто в кредит?» — и тут нужно думать как помочь людям выйти за пределы замкнутого круга иллюзий и ошибок.

Итак, Кристиан Лаваль:

«Признаки заболевания и борьба с ним

…Еще не скоро все субъекты социума согласятся видеть в себе циничных продавцов своих собствен­ных услуг и более или менее полезный материал для произво­дительного потребления. Другие человеческие отношения, другой жизненный опыт препятствуют полному превращению субъекта в «счетную машину», о которой говорил Мосс, указы­вая на современного «homo oeconomicus»16. Рынок, который представлен нам так, словно он является общим для всех ми­розданием, вызывает только огромное чувство пустоты, пото­му что он игнорирует самую главную ценность человеческих отношений. То, что некоторые называют даром или долгом, что связывает социальных субъектов друг с другом через при­зму символических построений, остается в узком кругу семей­ных и дружеских взаимоотношений, в произведениях искусст­ва, в образовательных и воспитательных отношениях, и даже пусть и в бюрократической форме, в политическом устройстве перераспределения экономических благ.

Таким образом, внимательное изучение триумфального распространения неолиберализма и форм борьбы с этим за­болеванием необходимо, но недостаточно для того, чтобы понять, насколько далеко мы зашли и что нам следует делать. Помимо политических перемен, существует еще одна вещь, сильно поменявшая отношения между индивидуумами, отно­шения этих индивидуумов к общественным институтам и то, как каждый из нас понимает свою собственную жизнь. Надо добраться до исторического фундамента утилитаризма как чисто западной концепции индивидуального и коллективно­го существования. Иными словами, следует задаться вопросом о политических, интеллектуальных, экономических и соци­альных условиях исторического возникновения экономичес­кого субъекта в западном сознании, продолжая уже выработан­ные социологической и исторической наукой традиции. Таким образом, в этой книге мы попытаемся ответить на следующий вопрос: каким образом, при каких условиях, благодаря возник­новению какой проблематики утилитаризму удалось создать заслуживающий доверия образ человеческой, моральной и по­литической реальности, который навязывается нам сегодня?

Ясно, что заявленная нами проблематика выходит далеко за рамки политической экономии с ее объяснениями экономи­ческого поведения человека и анализом результатов этого по­ведения. Эта проблематика касается того фундаментального места, которое отводится человеку экономическому и крите­рию полезности, следующему за ним повсюду как тень. Иными словами, нас интересует форма, содержание и природа совре­менной нормативности в западных странах. Занимаясь ис­торией вопроса о личном интересе и пользе, мы стремимся лучше понять зарождение современного нормативного укла­да в различных его аспектах: природу полномочий, которыми наделяется индивидуальное поведение; концепции, определя­ющие субъекта и тип поддерживаемых им отношений с други­ми индивидуумами; обоснование тех форм власти, которые осуществляются над ним самим.

Предложенная история неолиберализма не является исто­рией линейного типа; она совершенно неоднородна. Мы уже говорили, что понятие «человек экономический» разрастает­ся и дробится, оно присутствует во всех концепциях и облас­тях знаний, оно сосредотачивает на себе социальные пред­ставления, лежит в основе нового иерархического распределения знаний о человеке. А значит, его становление и развитие нельзя обнаружить в истории экономической мысли; только путем обнажения совокупности связанных между собой перемен, которые затронули религию, мораль и политику, мы сможем обнаружить момент зарождения новой нормативности, в которой политическая экономия занимает основное место…

Глава 4

Крутой поворот в философии

…Как мы пришли к тому, что стремление человека к благосо­стоянию и богатству стало ценностью, и при этом признали, что страсти не совпадают с лучшими предписаниями морали? Как же то, что было главной причиной грехопадения, стало принципом возможной и даже желательной реорганизации общества? Именно об этом повороте мы и поговорим в дан­ной главе.

Царство мошенников
...

читать далее
скачать http://vk.com/club48902771?w=wall-48902771_1600%2Fall
Tags: Бурдье, антикапитализм
Subscribe

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments