al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

частная собственность и проблема сопротивления

Не перестаю удивляться сложностям, которые испытывают большинство (это касается и тех, кто жил и учился еще в СССР) при попытках обсудить с ними проблему частной собственности - сложно не заметить при этом какого-то внутреннего сопротивления. Особенно на фоне очередных сообщений о катастрофическом росте социального неравенства (Состояние 85 богатейших человек — около 1,7 триллиона долларов — сравнялось с состоянием беднейшей половины населения планеты - около 3,6 миллиарда человек http://lenta.ru/news/2014/01/20/poorest/).
Проблемы, которые порождает частная собственность и социальное неравенство касаются в той или иной мере всех, их просто невозможно не замечать, но - их можно вытеснять и всячески "оправдывать" и "обосновывать" (человек может достигать очень больших высот и изощренности в деле самообмана, обмана и бессознательных коллективных сговоров; а защитные механизмы психики описаны уже давно).
Складывается впечатление, что вопрос о частной собственности окружает страх. Липкий, ползучий - страх за свою жизнь. "Простой человек" в глубине души прекрасно понимает, что входя в эту "территорию тьмы" он будет атаковать интересы "сильных мира сего", а значит последствия могут быть непредсказуемыми. Конечно, тут мы сталкиваемся с целом комплексом проблем. Чтобы лучше понять страхи и сопротивление можно использовать разный психологический инструментарий.
С помощью психоанализа мы получим одну интерпретацию, с помощью, например, коммуникационного и системного подхода - другую.
Может ли страх перед крупным собственником поддерживаться непроработанными детскими проблемами, страхом перед родительскими фигурами? Вполне.
Но, возможно, гораздо более перспективным будет здесь не поиск причин и ответов на вопрос "почему?", а применение другой парадигмы, рассматривающей отношения как нелинейный и циркулярный процесс, ориентирующейся больше на вопрос "для чего?", т.е. на последствия тех или иных действий. Важно и то, что текущее состояние системы носит в какой-то мере случайный характер и может быть изменено. Для постоянного воспроизведения патогенных коммуникационных паттернов необходимо асиметричное распределение власти, существование жесткой иерархии, что и обеспечивает частная собственность. Надо отметить, что Грегори Бейтсон отмечал страх перед отвержением со стороны родителей (их непоследовательность, главным образом) как важный момент для начала формирования шизофреногенных коммуникационных паттернов. Но в данной  парадигме понятие о "причине" и "начале" теряет свой смысл. Все образует круг (петель обратной связи), а у круга нет ни начала ни конца. А правила и метаправила могут быть пересмотрены и изменены.
И тот же даблбайнд не возможен без всепоглощающего страха перед отвержением и возможными санкциями. Экономика при капитализме имеет очень много сходства с поведением "шизофреногенной матери" - непоследовательность, обман, кризисы, негарантированность, постоянная угроза обеднения и т.п.
К схожим идеям приходит и Касториадис:

"...Но невозможность понять происхождение классов не оставляет нас безоружными перед проблемой их существования как актуальной и практической проблемой - подобно тому как непостижимость «истоков» не мешает психоанализу понять действительные (в обоих смыслах этого слова) процессы, не мешает ему релятивизировать, демократизировать определяющие значения субъекта как больного субъекта. Приходит мо-мент, когда субъект в ходе борьбы в своей повседневной жизни в силу повторения обнаруживает центральное означающее своего невроза и оказывается способен созерцать его в его случайности, бедности и незна-чительности - именно в ходе жизненного противоборства, а не потому, что он находит в своем подсознании некую исходную канву или сексуальные влечения своей бабушки. Точно так же для людей, живущих сегодня, важно не столько понимание процесса перехода родового строя эпохи неолита к уже разделенному на классы обществу Аккада. Необходимо понимание - а здесь более, чем где-либо, это означает реальную практику - случайности, бедности и незначительности того означающего, которым является разделение на господ и рабов, на властвующих и подчиненных. Воображаемое значение, которое представляет собой разделение общества на классы, было поставлено под сомнение в истории очень рано и очень рано начался процесс его размывания. В то же время, когда возникли классы, началась и борьба классов, и вместе с ней проявился важнейший феномен, открывающий новую фазу существования человеческих сообществ: постоянный конфликт, противостояние внутри самого общества. То, что до сих пор устранялось в рамках всего социума его институтами, что было простым подчинением людей их воображаемым творениям, неким единством, лишь в исключительных случаях потрясаемым нарушениями и девиациями, превратилось теперь в раздираемую конфликтами целостность, в самооспаривание общества..." http://al-ven.livejournal.com/325136.html

Лента.ру:
"Состояние 85 богатейших человек — около 1,7 триллиона долларов — сравнялось с состоянием беднейшей половины населения планеты (около 3,6 миллиарда человек). Об этом сообщается в исследовании благотворительной организации Oxfam.

Почти половиной мирового состояния (46 процентов) владеет один процент населения, которому в общей сложности принадлежит 110 триллионов долларов. Это в 65 раз больше, чем состояние беднейшей половины населения.

Процесс сосредоточения мирового богатства в руках все меньшего количества людей продолжается, отмечает Oxfam. В прошлом году миллиардерами стали 210 человек. В итоге их число увеличилось до 1426 человек, а их общее состояние составило 5,4 триллиона долларов.

В качестве примера распределения богатства в развивающихся странах приводится ситуация в Индии. В этой стране за последнее десятилетие число миллиардеров выросло с шести до 61 человека, которые сосредоточили в своих руках совокупное состояние в размере 250 миллиардов долларов. К 2008 году на миллиардеров в Индии пришлось 26 процентов от состояния всего населения, тогда как в 2003 году этот показатель составлял 1,8 процента.

В исследовании Oxfam отмечается, что сложившуюся ситуацию необходимо исправлять, поскольку она угрожает политической и социальной стабильности в странах с высоким уровнем неравенства. К ним отнесены в первую очередь развивающиеся государства: Россия, уже упомянутая Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Китай, Турция. Устранить неравенство предлагается за счет справедливого налогообложения, пожертвований на благотворительность и повышения заработных плат рядовым сотрудникам.

Oxfam представляет собой объединение из 17 благотворительных организаций, работающих в 90 странах по всему миру. Целью Oxfam является защита прав людей, помощь беднейшим слоям населения, борьба с несправедливостью.

Tags: Бейтсон, Касториадис, антикапитализм, даблбайнд, неравенство, психоанализ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments