al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

«Рабочий класс идет в рай», Элио Петри, 1971г.

Что делать пролетарию в ситуации, когда без работы (без денег) не выжить, но и работа при капитализме такова, что в каком-то смысле лишает человека жизни?
Яркий, противоречивый, острый и эмоциональный фильм Элио Петри. Золотая ветвь в Каннах (1972г.). Сатирическая направленность фильма вызвала большой резонанс, в том числе и критику в адрес режиссера. Между тем, фильм затрагивает многие болевые точки – положение рабочего класса, деструктивность тейлоризма, одиночество и беззащитность «простого рабочего парня» («человека-винтика»), проблемы профсоюзного движения, слабую готовность эксплуатируемых к пониманию социально-экономической ситуации и к организованным действиям и т.д. Высмеивается в фильме, кстати и роль психолога (психоаналитика!) на производстве.

Однако, фильм не оставляет совсем уж пессимистического впечатления. Главные герой – Лулу (в блистательном исполнении (Джана Марии Волонте), несмотря на всю свою глубокую противоречивость, демонстрирует способность к изменению, в том числе и в плане продвижения к более активной социальной позиции. Не теряет он и чувства юмора, что всегда очень важно, есть у него и воображение, а также интерес к осмыслению существующих проблем. Несмотря на репрессивность капиталистической системы и сложную жизненную ситуацию, Лулу (Масса) не выглядит сломленным.

Критикам же фильма (в т.ч. и с левых позиций), хочется напомнить, что мы имеем дело с не со строгим социологическим анализом, а с произведением искусства, в котором никогда не бывает фиксированных смыслов и открытым для самых разных интерпретаций. Да и любому самому противоречивому фильму всегда далеко до противоречивости, парадоксальности и многомерности самой нашей реальности.

Смотреть фильм нужно обязательно, в нем есть немало очень интересных моментов. Например, чего стоит монолог о причинах безумия от пожилого рабочего Мелитины, оказавшегося в конце своей трудовой карьеры в сумасшедшем доме.

Элио Петри до 1957г.был членом Компартии Италии, но верность левым идеям сохранил до конца жизни.
Джан Мария Волонте является одним из вдохновителей итальянского левого политического кино, член Компартии, занимал активную гражданскую позицию и, несмотря на свой «звездный» статус, отдавал предпочтение ролям в фильмах острой социальной тематики.

Ричард Портон «Бунт против работы: фильм Петри «Рабочий класс идёт в рай» из книги «Кино и анархистское воображение» (отрывок)

...Однако, вместо того, чтобы немедленно стать бунтарём, Масса — шутливо окрещённый 'Лулу инструмент' — вначале смиряется со своей судьбой и становится, в его собственных глазах, неистовым 'Стахановцем'. Отсылка к героический продуктивному советскому сталелитейщику из региона Донбасса, чья выдающаяся продуктивность восхвалялась Сталиным в 19-30-ые, объединяет предполагаемо прямо противоположные средства капиталистической и государственно социалистической рационализации. Обе системы прославляют самопожертвование, или то, что Макс Вебер назвал 'внутренне мирской аскетизм', этика, которая мнимо сдерживала инакомыслие рабочих'. Всё ещё, как замечает Миша Левин, Стахановщина в конце концов саботировала эффективность производства, поскольку 'ориентация на суперменов имело дезорганизовывающий эффект, не в последнюю очередь из-за негодования, которое оно произвело среди рабочих, которые не хотели быть эксплуатируемы немногими и жадничать привилегиями, осыпанными на немногих, во времена дефицита' . Масса может лишь предварительно воплотить эту пародию геркулесовской продуктивности, потому что он видит самого себя лишь в тщательно реифицированных терминах — 'индивидуум, который только лишь как фабрика, фабрика производящая дерьмо'. Он хорошо сознаёт тот факт, что он ведёт себя лишь как 'тренированная обезьяна', но предпочитает жестокое оцепенение - страху, который он испытывает, когда гнев и сексуальное желание переполняют его. Происшествие на заводе выступает в качестве катализатора для всеохватывающего отказа этого 'инструмента' от института работы, и Петри представляет своим зрителям то, что влияние работы в цехе завода очевидно в отчужденной сексуальности отношений рабочего с его женой и любовницей.

далее:
http://redpsychology.wordpress.com/2014/03/10/рабочий..
а также в группе Психологи против капитализма http://vk.com/protiv_capitalisma?w=wall-48902771_1863

Tags: антикапитализм, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…