al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

«Весь мир для меня» — тупики неолиберализма.

Книга К. Лаваля «Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма» посвящена не только генезису неолиберализма, это еще и исследование определенного типа культуры мышления, который начал формироваться задолго до появления первых ростков капитализма.
Далее – отрывок, который во многом характеризует данный тип мышления (а психологи, психоаналитики и психотерапевты различных направлений могут поразмыслить над тем, что находится в основании нашей цивилизации, если говорить о психологической стороне вопроса).
«Мир — это огромный источник материальных благ и услуг, которые находятся в нашем распоряжении ради нашего же собственного удовольствия. Богатство — это то, что удовлетворяет желания, какова бы ни была природа последних. Более того, «следует рассматривать мир, всю природу как огромное хранилище всякого рода богатств, того, что может служить удовлетворению потребностей человека», — пишет Мальтус4. Политическая экономия изначально основывается на идее о том, что «миром правит человеческое "я"»: мир был создан для удовлетворения моих пот- ребностей и желаний, он состоит из различных элементов, которые даны мне, чтобы я их преобразовывал и использовал. Другие люди — это тоже средство, с помощью которого, удовлетворяя их потребности и используя их, я удовлетворяю самого себя. Гегель и Маркс увидели, что общая основа современного представления о мире затрагивает все виды человеческих отношений, которые все строились по модели «отношений пользы и использования» — вот потрясающий языковой маскарад. Такой парафраз пользы, как показывает Маркс, приводит к тому, что в «современном буржуазном обществе практически все взаимоотношения подчинены единственному абстрактному отношению к деньгам и всякого рода коммерции»5. Мир — это мое богатство, потому что мои желания пре- валируют и мир — только средство для их осуществления. Эта «универсальная проституция», о которой, используя термины Морали, будет говорить Маркс, одерживает верх над субъективным планом желающего «я», этого предполагаемого источника всякой ценности…»
Но понимание тупиковости этого (неолиберального) пути все чаще проникает даже в так называемую массовую культуру (например, в почти артхаусный «Настоящий детектив»).
группа Психологи против капитализма http://vk.com/al_ven?w=wall14723184_1308%2Fall

Tags: Лаваль, антикапитализм, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments