al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Фарго (2014)

Что мог бы сказать кинокритик из советской эпохи о таких сериалах, как "Фарго" и "Настоящий детектив"? Скорее всего он написал бы, что они выражают глубокий кризис капиталистического общества. И с этим сложно поспорить.
Сериал "Фарго" снят на пересечении нескольких жанров, поэтому его можно охарактеризовать как социально-психологическую  трагикомедию с элементами черного юмора и экзистенциализма.
С социальной и идеологической точки зрения в нем можно увидеть весьма резкую и язвительную критику самих основ капиталистического (неолиберального) общества. Мир, показанный в сериале, процентов на 95% (как минимум) состоит из самых настоящих "одномерных людей" (совсем по Маркузе); успешные предприниматели - эти "столпы" капиталистического общества ("атланты, расправившие плечи") - показаны просто гротескно убогими и комичными, причем вместе со своими семьями и особенно детьми (что понятно, исходя из психологии); сам культ успешности, личного интереса и индивидуализма жестко связывается с установками, наподобие "войны всех против всех" и "цель оправдывает средства", где средства могут быть абсолютно любыми - от манипуляций и предательства, до убийств тех (включая самых близких и родных), кто мешает осуществлению "своего" "личного интереса". Достаточно сказать, что Лестер Найгард, один из главных героев, смог превратиться из совсем неуспешного страхового агента в лучшего продавца года только после того, как стал... убийцей.
Если говорить о психологической составляющей сериала, то, как верно подметили на Рабкоре, мы видим историю "о фатальном и окончательном превращении «маленького человека» в умеренных размеров зверя. Эта, надо сказать, довольно пугающая метаморфоза разворачивается на фоне пустынных заснеженных пейзажей и саундтрека, душераздирающе скрипящего струнными и привносящего в сугубо частную, вроде бы, историю трагическую и масштабную ноту." http://rabkor.ru/culture/tv/2014/06/04/fargo
С давних времен Лестер стал рабом роли неудачника и козла отпущения, у которой возможны и другие трагические исходы. Он долго копил в себе обиду и агрессию, но случайная встреча с "философствующим" странствующим киллером Малво (Билли Боб Торнтон) направила его жизнь в другое сценарное русло. Киллер Малво был также и искусным манипулятором, тонко прочувствовавшим жизненную ситуацию Лестера и подцепившего его на крючок демагогической уловки в виде "откровения": "Проблема в том, что ты всю жизнь думал, что есть правила. А их нет."
И забитый "маленький человек" решил, что никаких правил действительно нет, а есть только он, его желания и его личный интерес. И никаких последствий у его действий тоже нет.
Но это не так. В действительности Лестер просто оказался вовлеченным в игру (сценарий) с другими правилами, причем еще более жесткими и с неизбежными последствиями (обратной связью).
Как сформировался Лорн Малво, как он научился своей деструктивности, мы, наверное, не узнаем. Но его психотип является лишь более концентрированным выражением и так рассеянного в обществе равнодушия к человеческой жизни, когда люди относятся друг к другу лишь как к средству для достижения каких-то своих целей, только не прибегая к крайностям, как правило. Малво уверен, что этот мир и так "живет по волчьим законам", поэтому даже кучка кровожадных зобми при зомбиапокалипсисе ничего существенного в нем не изменит. Киллер уверен, что он живет по волчьим законам, хотя он вряд знает, как на самом деле живут волки и как вообще устроена вся наша экосистема. Как и во всех подобных случаях, здесь имеет место неуклюжая проекция на природу своей собственной психологии, а также принципов социального устройства, порождающих такую психологию (в сериале, кстати, прозвучала все-таки фраза, что хищники в природе живут по другим законам).
Складывается впечатление, что общество, которое мы видим в сериале, является тупиковой ветвью эволюции. С одной стороны, оно состоит из живущих по принципам "войны всех против всех" и "цель оправдывает средства" (мафиози и предприниматели), а другая часть общества состоит из тех самых одномерных людей. Ну и есть еще обаятельная Молли Солверсон, которая просто хочет хорошо выполнять работу полицейского и искать настоящих преступников, не соглашаясь с "удобными" решениям начальства.
Но в "Фарго" нет никого, кто занимал бы по-настоящему критическую позицию к "устоям общества", кто был способен на построение своей субъективности и формирование своей жизненной позиции, кто мог бы взрывать удушающую атмосферу сворачивающейся (совсем по Бодрийяру)  социальности. В "Настоящем детективе" таким был Коул. В "Фарго" мы видим только еще более мрачную и тягучую атмосферу, еще более пустые и бессмысленные жизни.
Как заметил К. Касториадис, психоаналитик и философ левого толка, одна из главным проблем нашего общества (и цивилизации) состоит в том, что оно перестало задавать вопросы о самом себе. Утрачивается способность к рефлексии и к критическому мышлению, люди теряют способность влиять на условия своей жизни, общество перестает быть самоопределяющимся.
Поэтому лишь вторжение явной и открытой деструктивности в тотальную скуку и бессмысленность, в вялотекущую деструктивность (или, как мог бы сказать Фромм, в доминирующую некрофильскую ориентацию), вносит хоть какое-то "лживление" в такой социум.


Фарго (Fargo) FX, США 2014 —
Tags: антикапитализм, кино
Subscribe

  • "Техника молодежи" , Фрейд, Узнадзе

    Почти в продолжение предыдущего поста. Я не сторонник грубой психоаналитической теории детской травмы, понимаемой механистически и в духе линейного…

  • "окультуривание" территорий, ризома, пунктум и пр.)

    Года два назад местные власти начали "обустраивать" территорию, прилегающую к Измайловскому парку, возле которого я живу. Искусственно…

  • отбросы, отбросы

    Любят люди новые телефончики, телевизоры и пр. и пр. "Любят". На самом-то деле это телефоны (можно сказать - капитал) "любят"…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments