al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Мишель Фуко и рождение психоанализа

Психоаналитики разных школ любят интеллектуально поупражняться в поисках причин возникновения самых разных явлений нашей жизни, даже не относящихся напрямую к психологии, вплоть до "объяснения" причин возникновения человеческой культуры в целом. Пионером тут был конечно Фрейд. В принципе эти попытки сами по себе не плохи и могут быть интересны, т.к. они позволяют увидеть какие-то новые грани нашей жизни.  При это  конечно просто глупо сводить все только к психологии и видеть в ней единственную причину ВСЕГО,  что часто и бывает. Нередко авторы, как среди психоаналитиков, так и юнгианцев, производят впечатление просто ослепших о т блеска своих теорий, которыми они сами (часто - именно только сами) и восторгаются. Этакое очарование от самолюбования.  И эта самоослепленность мешает им увидеть весьма любопытные возможные причины и условия, вызвавшие к жизни их любимый психоанализ. Ведь сам-то психоанализ, как и всю глубинную психологию, они видимо считают просто результатом накопления определенных знаний, клинических наблюдений - и только.  Весьма забавно все это выглядит. и симптоматично...

Но если обратиться к работам хотя бы одного Фуко, то можно увидеть довольно любопытные вещи. Конечно тут тоже не следует впадать в иллюзию (в которую, я думаю, не впал и сам Фуко), что его именно дискурс открывает, делая это исчерпывающим образом, "настоящие" причины появления как психоанализа, так и многих других явлений - клиники, медицины, психиатрии и пр.  Фуко занимался лишь тем, что пытался более полно высветить сеть разнообразных  условий и факторов.
Фуко (полный текст):
"Я возьму один простой пример, не вдаваясь в него глубоко: каким образом в конце XVIII века в первый раз в истории мышления и западного знания некоторые лица смогли вскрывать трупы людей ради того, чтобы открыть исток, начало, анатомическую причину конкретной болезни, повлекшей за собою их смерть?
Ведь мысль эта кажется достаточно простой. Однако на Западе потребовалось четыре или пять тысяч лет развития медицины для того, чтобы появилась мысль искать причину болезни в повреждении тканей трупа.
И пытаться объяснять это личностью Биша, я полагаю, неинтересно. Но если, наоборот, Вы попытаетесь установить место болезни и смерти в обществе конца XVIII века и заинтересованность промышленно развитого общества вчетверо увеличить население ради того, чтобы развиваться, вследствие чего в обществе были проведены санитарные обследования и были открыты большие приюты; кроме того, если Вы попытаетесь обнаружить, каким образом в эту эпоху было институализировано медицинское познание, каким образом налаживались его связи с другими видами знания, вот тогда Вы заметите связь между болезнью, больным, помещённым в приют лицом, трупом и патологической анатомией
."

Используя другие работы Фуко (История безумия... и пр) и не только Фуко, можно увидеть, что психоанализ и глубинная психология появились в тот исторический период, когда стал осуществляться переход к "децентрализованному тоталитаризму",   к осуществлению над каждым индивидом власти на молекулярном уровне.
Конечно, тот же самый психоанализ может использоваться и для реального освобождения человека, для его свободной самореализации и естественно для помощи в решении проблем, но если говорить о психоанализе как массовом явлении, со своими институтами и организациями, то тут можно видеть  просто один из вариантов тоталитарной секты и идеологии, которая сейчас активно используется для манипуляции человеком.
Тут много разных аспектов...
Например, когда невозможно стало говорить о том, что существующая власть и социальный строй - "от бога", поэтому нельзя его критиковать и пытаться изменить,  стало удобно списывать любые проблемы, любую смутную неудовлетворенность человека чем-либо на внутрипсихологические проблемы, или на "травмы детства". Это удобно и в какой-то степени эффективно...

P.S.  Собственно говоря, вот метафора того, чем, увы очень часто, занимаются психоаналитики и психотерапевты - насилуемому человеку они говорят: "лучше расслабся и постарайся получить удовольствие; если у тебя возникает агрессия или ненависть к насильнику - это у тебя неразрешенный негативный эдипов комплекс, или архетип Ужасной Матери, или какие-то иные травмы детства и т.п."
Вот интересно, а если бы психоанализ появился бы еще во времена рабства и феодализма, то восстания рабов интерпретировали бы как эдипов бунт?
Tags: Фуко, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments