al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Борьба с преступностью как индустрия. Нильс Кристи

Нильс Кристи — один из крупнейших современных криминологов, противник смертной казни и роста «тюремного населения», его работы стали фундаментом концепции восстановительного правосудия. В определенной мере взгляды Н. Кристи пересекаются и с марксизмом, и с системным подходом.

Одной из главных причин преступности Кристи считает экономическое неравенство. Об этом он пишет в одной из своих книг: «Контроль над преступностью как индустрия. Вперед, к ГУЛАГу Западного образца.»Меры, предпринимаемые современным общество по борьбе с преступностью, Кристи считает тупиковыми (включая определение «преступления»).

«Когда закончилась холодная война, военно-промышленный комплекс забеспокоился. Но долго это не продолжалось. Появился новый враг — враг в собственном доме».

«Тюрьма — это деньги. Большие деньги. Строительство, оборудование. Деньги на содержание тюрьмы».

В отношении проблемы неравенства Кристи цитирует другого криминолога:

«Джок Янг  сделал существенные замечания по поводу восприятия бедности в прошлом:
«Идеи демократического общества 1950-х о том, что улучшение социальных условий приведет к сокращению преступности, потерпели крах, поскольку основывались на данных об уменьшении абсолютных показателей бедности. Однако не абсолютная, а относительная бедность служит причиной преступности (Lea and Young, 1984). Не абсолютный уровень богатства, а осознание несправедливости распределения ресурсов влияет на рост уровня преступности.»
Янг излагает далее рецепт борьбы с преступностью, который выглядит как список шагов, которые не были предприняты в последние годы современными государствами всеобщего благосостояния:
«Для сокращения преступности мы должны сократить уровень относительной бедности, обеспечив справедливую плату за осмысленную работу, обеспечив достойное жилье, которым можно было бы гордиться, обеспечив равную для всех доступность развлечений и добиваясь, чтобы поддержание правопорядка осуществлялось в рамках закона как для рабочих, так и для среднего класса, как для белых, так и для черных

Несмотря на то, что в других своих работах Кристи настаивает на необходимости самых серьезных социальных преобразований, здесь ход рассуждений останавливается лишь на задаче по «сокращению уровня относительной бедности» (до какого, интересно, уровня его нужно сократить? кто и как это рассчитает?) , а не на цели избавления от неравенства, то есть на преодолении капитализма (как социально-экономической формации), который одновременно и порождает экономическое неравенство, и «успешно» воспроизводится за счет него.

Если несправедливая система распределения ресурсов будет продолжать существовать, то восприятие сохраняющейся несправедливости будет приводить к соответствующим последствиям.

Принципиально важное значение имеет не только сохраняющийся уровень бедности, но и пронизывающее общество ложь, фальшь, если оно (общество) провозглашает себя обществом равенства и равных возможностей, а на деле является классовым, с очень неравными возможностями. Такая ситуация имеет сходство с патогенным даблбайндом.

Одно из высказываний о России: ««Рост количества заключенных в России связан и с тем, что многие реформаторы с Запада призывают Россию бороться с преступностью, особенно с употреблением и распространением наркотиков, так же, как борются они сами…»

Кристи утверждает, что само общество «создает все предпосылки для социальных отклонений», а преступник может служить индикатором проблем, порождаемых общественным устройством».

Таким образом, менять нужно именно общественное устройство, а не бороться со следствиями.

И здесь сложно не вспомнить другого системного мыслителя — Грегори Бейтсона:

«Что можно сказать о философии человеческих взаимоотношений, которая жизнеспособна только в присутствии собственной опровергающей антитезы?

Идея отнюдь не нова. Например, мы знаем, что для поддержания философии полицейского государства необходимо наличие явных преступников. Если же их нет или такое государство не может выявить настоящих преступников, оно фокусирует свое внимание на невинных козлах отпущения. Иногда даже миф о подрывной деятельности может помочь стабилизировать подобную философскую систему.

Как говорил Уильям Блейк: «Тюрьмы построены из камней Закона, бордели — из кирпичей Религии» [2]. Показательно, что полицейское государство, приведенное здесь как пример социологической системы, философия которой стабильна только в присутствии собственной антитезы, и в самом деле является системой, стимулирующей параноидальные и другие шизофренические симптомы у своих членов.

Также важно отметить, что эта философская система, несмотря на свою безжалостность, настойчиво демонстрирует показную доброжелательность и даже может называть себя «государством социальной защищенности». (отсюда)

Книгу Нильса Кристи скачать
Творческая инициатива ПСИХОЛОГИ ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА http://redpsychology.wordpress.com/
http://vk.com/protiv_capitalisma


Tags: Бейтсон, криминология, марксизм, системный подход
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments