al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"Левиафан" Звягинцева

Фильм оставляет довольно унылое впечатление. В каком-то смысле его можно рассматривать как издевательство над историей Марвина Химейера.
В художественном отношении в «Левиафане», вероятно, и можно найти некоторые достоинства, но в идейном плане…
«Левиафан» очень подойдет людям с мрачным, депрессивным и акцентированным на безнадежность мировоззрением в качестве средства для поддержания соответствующего состояния; фильм можно рекомендовать и для подпитки так называемой «выученной беспомощности». Также он скорее всего понравится любителям вирусной идеи об «ужасной рашке», о «рашке – мордоре».
В «Левиафане» используется любимая либералами «критическая» схема – все проблемы России от коррупции, а точнее - от коррумпированных чиновников, от которых и страдает «простой человек» (какой там еще классовый подход!))). Левиафан – это монструозная государственная машина, которая готова смять любого. Очень новая и сложная идея! Особенно если государство понимать как некую абстракцию, стоящую вне конкретных исторических и социально-экономических условий.
Критика капитализма режиссеру не нужна, а образ Вампира-Капитала заменяется на образ Вампира-Чиновника.
Как справедливо заметил кинокритик А. Юсев, «больше всего режиссера как художника и мыслителя характеризует заявление, что он узнал про одноименный труд Гоббса уже после начала съемок и обрадовался совпадению.» https://avtonom.org/news/aleksey-yusev-itogi-2014-kinogoda-luchshie-i-hudshie-filmy-i-sobytiya
«Левиафан», конечно, не единственный фильм, основной темой которого является полная безнадежность и отчаяние. Однако есть фильмы, где крах главных героев можно понять именно как проигранное сражение, но не войну. Погибший герой мог быть, например, членом какой-нибудь европейской компартии или профсоюза, что отсылало бы к существующим социальных силам, способным изменить общество. У убитого следователя остаются коллеги, которые могли бы продолжить борьбу с мафией, иди хотя бы какие-то честные журналисты с компроматом; в фильмах жанра зомби-апокалипсиса обычно остаются хоть горстки выживших хомо сапиенсов и т.д.
«Левиафан» относится к числу других фильмов. Тотальный апокалипсис во всем. Без какой-то частички иронии. И несмотря на заявления Звягинцева о том, что проблема «человек-государство» носит не только российский характер, фильм оставляет впечатление все-таки российского апокалипсиса.
Безусловно, каждый режиссер снимает так, как считает нужным. Восприятие – дело тоже творческое.
В этой связи любопытны восторженные отзывы многих, критиков, особенно зарубежных. «Это мрачная история о том, как повседневная жизнь в России пропитана коррупцией, церковью и водкой. Особенно водкой. Герои хлещут водку даже не стаканами. Они пьют её прямо из бутылок.»
Истории случаются разные, бывает и гораздо хуже, чем в фильме, и в самых разных местах. Бывает вообще по-разному. Очень по-разному. Социум – это живая и сложная система, которая постоянно меняется, это самоорганизующаяся система, постоянно открытая для изменений.
На мой взгляд, искусство и глубина мышления состоит и в умении понимать конкретную «природу» кризисных явлений в обществе, а также в способности видеть в этих кризисах ростки нового, Иного…
Tags: кино
Subscribe

  • Об успешном, кассовом и коммерческом кино))

    На этот раз в патологоанатомической)) оказался «шедевр» «Мстители. Война бесконечности». Посмотрел я головокружительные))…

  • Комедия вокруг Telegram :))

    Исключительно «злые», да ещё и «глупые» спецслужбы, Роскомнадзор и в целом «государство» против такого…

  • О телевидении

    Зачем нужно телевидение? Чтобы не думать о действительно важных для тебя проблемах, чтобы убежать от сомнений, тревог, переживаний, от каких-то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments