al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Охотник на лис / Foxcatcher (2014г.)

Социально-психологическая драма Беннетта Миллера должна занять достойное место в коллекции антибуржуазного кино. Сюжет фильма: история взаимоотношений мультимиллионера Джона Дюпона и братьев Шульцев - олимпийских чемпионов по вольной борьбе. Драматическое развитие отношений неразрывно связано с социально-экономическими реалиями, в которых царят неравные правила игры и социальная несправедливость. Классовое расслоение общества создает прекрасные условия для манипуляций. (далее - спойлеры)

Одновременно фильм представляет собой весьма едкую иронию в адрес "Золотых Орлов" (как любил называть себя Дюпон) нации ("столпов" нации - представителей крупной буржуазии). Уже сам выбор актера на роль Джона Дюпона можно воспринять как насмешку. Стив Кэррел - комик, актер-шут, он даже признавался самым смешным и забавным человеком Америки. Фильм исследует мировоззрение, в котором одна из главных иллюзий состоит в том, что за деньги можно купить решительно все.

Дюпон признается, что в детстве у него был один-единственный друг, сын шофера, но лет в 15 он узнал от матери, что та платила мальчику за то, чтобы он дружил с ее сыном (психологически это был, безусловно, двойной удар со стороны матери). Отношения Дюпона с матерью, их разрушительный характер, в фильме представлены достаточно, но это сделано так, что становится понятно, что режиссер даже и не думает сводить все к "токсичным" отношениям с родителями. Далее Дюпон методично воспроизводит один и тот же паттерн. Покупает что-либо за деньги (как добычу, трофей - отсюда и "охотник на лис"), а затем сталкивается с пустотой, так как это не приносит настоящего удовлетворения и не способствует установлению человеческих отношений, основанных на взаимном уважении и равенстве. Докторские степени, "авторитет" и "заслуги перед обществом", купленные за деньги, не приносят настоящей радости, и в еще большей степени это относится к попыткам купить друзей и отношения.

Так случилось и с его отношениями с братьями Шульцами. Ну а последние, в какой-то мере по причине их стесненного материального положения и сложностями с осуществлением мифа об "американской мечте", не смогли распознать деструктивности отношений, в которые они вступали, хотя им и приходилось идти на большие и болезненные компромиссы с собой (чего стоит выдавливание из себя выдающимся борцом, на камеру, фразы о том, что Дюпон, полный ноль в борьбе, оказывается, был его тренером и наставником - но чего не сделаешь ради спонсора)).

Дюпон страдал во многом от нехватки человеческих отношений, от неспособности их построить. Ранний опыт отношений был у него, судя по всему, весьма травматичный, что привело к формированию чувства уязвимости и неполноценности, которые он пытался компенсировать с помощью многомиллиардного состояния. Попытки решить проблемы нехватки человеческих отношений с помощью денег лишь подливают масло в огонь, разрушая все новые отношения (воспроизводя старые паттерны). К тому же деньги обычно стимулируют стремление к власти и контролю (иллюзию всемогущества и вседозволенности), что также разрушительно для отношений.

Есть конечно попытка объяснить поведение Дюпона и само преступление с помощью удобного психиатрического диагноза - шизофрения, но она не выдерживает критики. Шизофрения, если уж использовать этот термин, - она, скорее, заключается в нарушенных отношениях, в определенном типе отношений между людьми. Поэтому, фильм - о патологической и убийственной системе, а не об "отдельных сумасшедших" или отдельных проблемах.

Хорошая рецензия на кинокадре о том, что в фильме показывается гротескное воплощение изнанки «американской мечты». "Охотник на лис", по сути, это новый вариант "Американской трагедии"

Tags: антикапитализм, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments