al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

о системной узкоглупости

В последнее время от людей из самых разных кругов часто можно слышать примерно следующее (жалобы)): падают продажи, нет заказов, могут уволить, снизили зарплату, мой бизнес на грани закрытия (или уже), уволили и т.д. Атмосфера тревоги, неуверенности, страха, растерянности… но не только это, все сложнее, все нелинейно.
Этот поток жалоб производит, мягко говоря, унылое впечатление и демонстрирует крайнюю узость мышления и восприятия. Между прочим, складывающаяся ситуация – хороший повод задуматься о том, возможно, система с гарантированной всеобщей занятостью была бы все-таки лучше. Но почти никто не может и не хочет (или боится) сделать шаг к системному мышлению, не говоря уже о марксистском понимании капитализма. Никто не может связать частные симптомы («свои» проблемы) с системными проблемами. Что такое системные проблемы, система – этими категориями также не мыслят. Короче, это мышление вот этой курицы:
«Живет в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения…»

Такое узкое мышление, которое еще Бейтсон называл мышлением по принципу ad hoc, безусловно, не появляется «само по себе», оно складывается во вполне определенных социально-экономических, психологических и культурных условиях, его нельзя понять вне контекста. Наши потребности существуют только потому, что система имеет в них потребность – утверждал Бодрийяр, в ходе критического анализа «общества потребления» (это, конечно, упрощенное изложение его идей), тоже самое можно сказать и в отношении узкого мышления – оно существует потому, что у системы есть в нем потребность. А какое еще нужно мышление «человью» (термин А. Зиновьева), который должен всю жизнь довольствоваться ролью винтика (да еще отчужденного) в Мегамашине, которую он не понимает, и которая его пугает; а потом, в свободное от отчужденного труда время, он должен бездумно втягиваться в процессы общества потребления, будучи ассимилированным системой «вещей-знаков».
А узкое мышление, в свою очередь, способствует воспроизводству соответствующей системы. Но живые системы не есть что-то неизменное (жизнь – это процесс), гомеостаз системы невозможен без ее изменений, а жесткость системы («выедание гибкости» - Бейтсон) запросто может привести ее к саморазрушению.
И вот в один прекрасный момент для человечества может стать жизненно необходимым перейти от узкого мышления к другому типу мышления (а значит к другому типу отношений, коммуникации и пр.), а сделать это будет непросто, хотя бы в силу внутренней сложности и противоречивости самого общества, которое нередко ставит хомо сапиенсов перед взаимоисключающими требованиями (одновременно активности, самостоятельности и послушности, управляемости и т.д.). 
Вернемся к текущему кризису. «Нормальный человек»)) воспринимает кризисные явления как нечто, случающееся конкретно с ним – потеря работы, закрытие бизнеса, резкое снижение доходов и т.п. А в качестве реакции от начинает перебирать варианты, из числа уже имеющихся, заданных (кем-то, извне) – сменить/искать работу, открыть другой бизнес и пр. Совершенно нет понимания системных проблем, связи частных проблем с системными (я уже не говорю о страшной мысли о том, что «частное» - это иллюзия). И мы имеем попытки борьбы с симптомами, а не с глубинной патологией. Потом будет еще кризис, опять потеря работы, бизнеса, денег… И так далее по невротическому кругу.
Наша глупость всегда возвращается к нам по петлям обратной связи.
А нужно не выбирать из числа уже существующих вариантов, которые опять приведут к Тому же самому, а создавать новые варианты, выходить за узкие рамки, менять систему. Но… мыслить таким образом, а тем более действовать – этому нужно учиться, обучаться, что непросто, но… вполне выполнимо.
Жижек совершенно верно подметил, казалось бы, совсем незначительный эпизод культового фильма Карпентера «Они живут», в котором главный герой, нашедший ящик с чудо-очками, предлагает своему товарищу ПРОСТО НАДЕТЬ ОЧКИ, что позволит ему увидеть то, что не видно без очков, и это приводит почему-то к активному сопротивлению последнего и драке, которая занимает минут десять всего фильма! Разве это так сложно, взять и всего лишь одеть какие-то очки, чтобы потом посмеяться над приятелем? Вот как сложно людям хотя бы просто немного изменить свое восприятие, даже с помощью простого механического способа, не говоря уже о том, чтобы начать разбираться в понятиях, в основах мышления, в коммуникации. Даже несложный рефрейминг часто бывает сложен.

Отдельный и непростой вопрос – почему все так. Здесь и элементарное незнание того, что такое восприятие и мышление, как все это связано с коммуникацией… Люди верят в то, что они воспринимают «объективную реальность», которая еще и неизменна.  В общем, это большая тема. 


Tags: Бодрийяр, антикапитализм, апокалипсис, системный подход, цивилизация, шизо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments