al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

«Мотель Бейтса» (Bates Motel)

«Мотель Бейтса» (Bates Motel) – понравился мне этот сериал. Почти «мотель Бейтсона». Фрейдизма там, к счастью, очень мало (говорю о своем субъективном восприятии), зато весьма впечатляюще показана деструктивная семейная история и разрушительная коммуникация. Коммуникация – просто убийственно-изощренная. Видимо сценаристы нынче психологически подкованные пошли - читают не только Фрейда, но и, судя по всему, Бейтсона, Р. Лэйнга, представителей школы Пало-Альто… И это хорошо.
Актеры справляются, на мой взгляд, великолепно. Персонажи – многомерные, поступки показаны неоднозначно, сама история подается в динамике, в развитии. Коммуникация (отношения) показаны во всей их нелинейности, вместе устаревшего и надоевшего стереотипа «деспотичная мать – подавляемый ребенок». Правда, вроде бы выделяется «центр» (иллюзорный) патогенной коммуникации – шизогенная мать, но, я думаю, это просто яркая игра Веры Фармиги создает такое впечатление. Большим плюсом этого сериала является то, что показывается история, роль среды и социальных условий (контекст), т.е. как все формировалось. А то ведь обычно мы видим просто кровожадных преступников или маньяков и в лучшем случае будет стереотипное упоминание какой-то травмы детства, которое ничего не объясняет, скорее наоборот. Здесь же мы видим цепочку сложных паттернов, уходящих далеко в прошлое.


«Фактически мы подобны членам дома Атрея из греческой трагедии: сначала Тиест совратил жену Атрея; потом Атрей убил трех детей Тиеста, приготовил из них кушанье и подал Тиесту на пиру в честь перемирия; затем сын Тиеста Эгист убил сына Атрея Агамемнона, и наконец Орест убил Эгиста и Клитемнестру.
     И так дальше и дальше. Трагедия недоверия, ненависти и разрушения, пульсирующих и самораспространяющихся через поколения.
     Представьте себе, что вы попали в середину одной из этих линий трагедии. Каково приходится средним поколениям дома Атрея? Они живут в сумасшедшей вселенной. С точки зрения людей, заваривших кашу, эта вселенная не такая уж и сумасшедшая. Они знают, что случилось и как они туда попали. Но люди, стоящие ниже по линии и не присутствовавшие при начале событий, живут в сумасшедшей вселенной. Они и сами сумасшедшие... и именно потому, что не знают, как стали такими.
" (Бейтсон. Кризис в экологии разума. От Версаля до кибернетики»).


Хотелось бы, чтобы уровень сериала был бы выдержан до конца.
Темы-то архиважные. Знания о коммуникации, о психологии, в среднем, оставляют желать лучшего, и я бы не удивился, если часть аудитории увидит в действиях Нормы «всего лишь материнскую заботу, ну… с некоторыми перегибами». J)))
А там ведь страшные дела творятся. И даже попытки метакоммникации («мама, в какую игру мы играем на этот раз»?) не спасают уже, они просто легко становятся частью сложившихся коммуникационных паттернов.
Еще важная черта – как твои действия, которые, как тебе кажется, направленны на решение какой-то «частной проблемы», могут изменить ВСЕ (ну, очень многое). И последствия (обратная связь) будут соответствующие. Например, попытки линейного воздействия на какого-то, с помощью гиперконтроля, угроз или насилия.
Да, ну и социальная, даже политическая проблематика тут просматривается. На чем покоится жизнь «очень нормального и обычного, маленького американского городка»…)))  Присутствие акул капитализма тоже там мы видим. Т.е. это далеко не история «сумасшедшей семейки» в окружении «нормального социума», очень далеко…)


Норма и Норман, обычная ситуация. Ну и это совсем не по Фрейду (как я думаю). Тут главное не «сексуальные влечения», а коммуникация – приближение, отталкивание. Патогенные игры.
Tags: кино, коммуникации, шизо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments