al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

местечковые протесты или шоссе в никуда

Интересное впечатление производят люди, которые, с одной стороны, ратуют за дальнейшую тотальную автомобилизацию общества (или, по меньшей мере, не видят в ней ничего плохого), а с другой стороны, начинают протестовать против строительства новых автодорог)) Как малые дети, они радуются возможности покупать по несколько машин на одну семью и ездить на них куда только можно и нельзя, даже если с рациональной точки зрения удобнее воспользоваться общественным транспортом (тем, кто втянулся в гонку демонстративного потребления так нельзя, это есть угроза «статусу», см. Ж. Бодрийяра), но искренне удивляются «неожиданно» появляющейся новой автотрассе около своего дома или уничтожению парков и зеленого фонда в целом. Я, в качестве конкретного примера, отталкиваюсь от событий, которые происходят и будут происходить вокруг Измайловского парка.

Как обычно, нет понимания того, что необходимость строительства новых автодорог, расширение старых, со всеми вытекающими — есть СЛЕДСТВИЕ других процессов и проблем, СИСТЕМНЫХ.

Тенденция к тотальной автомобилизации, в свою очередь, также является частью других процессов. От внутренней логики капиталистической экономики никуда не денешься — прибыль должна расти, рынки расширяться, рост продаж, рост производства, во всем ориентация на рост количественных показателей, богатые (собственники, буржуазия) должны неуклонно богатеть и конкурировать друг с другом, разрыв между ними и остальной частью общества должен расти, ну и т.д. Ну а человек-потребитель, у которого заблокирована способность не только к критическому мышлению, но нередко и к мышлению вообще, готов из кожи вон лезть, чтобы что-то купить («так называемые потребности у человека появляются только тогда, когда у Системы в них появляется потребность — Ж.Б.) неосознанно подпитывая тем самым системные проблемы, на разные следствия которых он с удивлением взирает (и страдает от них). Пытаясь бороться со следствиями, человек подпитывает и воспроизводит (в том числе и всей своей «несознательной» жизнью) системные проблемы (так работают нелинейные процессы); это и неудивительно — ведь он научился жить именно так и просто не знает, что можно научиться жить иначе, что можно учиться учиться.

Таким образом, все эти ужасные автомагистрали есть лишь следствие того направления, в котором меняется (не хочется говорить «развивается»))) общество. Их появление даже закономерно. Ну а где же еще дороги строить для все этих автомобильчиков?))) Если растет их количество и если их владельцам нужно постоянно на них ездить?

Иными словами, проблема не столько в неправильном конкретном новом шоссе или в неправильном выборе месте для него, проблема в том, что ШОССЕ ИДЕТ В НИКУДА. А "шоссе" - это направление развития общества, как социально-экономической системы, вместе с "мейнстримовским" типом мышления (узким и примитивно-упрощенным), которое оно "порождает". С этой точкти зрения нет особого смысла мучиться по поводу конкретного шоссе, т.е. частного случая. Направление развития общества надо менять, саму Систему.

Тут вообще много и других системных проблем. Превращение городов в площадку для роста капитала. Превращение всего общества (что уж говорить про отдельных человечков))) в площадку для того же самого, в арену борьбы за власть, за то, кто богаче. Почему вот еще увеличиваются потоки машин? Все районы города заполняются офисными зданиями, торговыми центрами, магазинчиками и фирмами, которые ютятся где попало — туда и едут сна машинах сотрудники, покупатели, клиенты, туда везут воду, пиццу и пр. Кто-то называет всю эту жалкую суету предпринимательской/деловой «активностью»))) Но только подпитывать даблбайнд — ведь тут на деле имеет место требование активности, предписание «будь активен», уж не говоря о том, что эта суета работает просто на капитализм. И на другие процессы, происходящие в обществе, которые весьма удачно уже давно были описаны не только с позиции классического марксизма. Не хочу в уже который раз ссылаться на яркую и жесткую лекцию Бодрийяра «Город и ненависть».

Была вот хорошая лекция В. Фридмана "Капитализм проти природы". Ведь при капитализме общество рассыпается на отдельные "личные интересы", которые всегда конкурируют между собой, сталкиваются, и система постоянно подстегивает тотальную конкуренцию и войну всех против всех (потребительская гонка - та же конкуренция, борьба "статусов"). Кому вэтих услових нужны, например, сталинские планы развития Москвы - сколько же должно было быть в ней зелени! И не этих мертвых зеленых бумажек...)))

А потом люди «протестуют»… Нет, лучше, наверное, хоть какая-то протестная активность, чем полная пассивность. Хотя… если активность «слепа», то еще вопрос, что лучше. Слепая активность следует по шоссе в никуда))

Лучше всего, конечно, не метаться среди ложных альтернатив, пытаясь, например, понять, как перенаправить растущие машинопотокам, а задаться вопросом — а откуда они взялись, нужны ли они, ну и т.д.

Альтернативы, по крайней мере в виде направления, вектора — уже давно придуманы. От марксисткого проекта, во всех его вариациях, до концепции «устойчивого развития», экологической/системной парадигмы. Осталось лишь начать, наконец, думать и учиться думать, выходя за рамки привычных и навязанных схем, а также учиться коммуницировать и объединяться.

Tags: антикапитализм, живые системы, марксизм, экология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments