al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

протесты дальнобойщиков и "совершенствование" капитализма


Протесты дальнобойщиков сейчас - это не более чем «усовершенствование» капитализма, при сохранении всех его деструктивных свойств. Система просто приобретает большую гибкость, к сожалению. Все, конечно, сложнее, но на данный момент, по-моему, это основное.

Я не хочу ни идеализировать это движение, ни утверждать, что оно совсем бесполезно.

С одной стороны, в конфликтах между буржуазией (эксплуататорами) и пролетариями (всеми наемными работниками) я безусловно всегда на стороне последних. Люди должны получать более достойные зарплаты, одновременно приобретая навыки коллективных действий и борьбы за свои права, научаясь этому, а аппетиты классового врага необходимо ограничивать - это все нужно даже если при этом речь не идет о социальной революции, о радикальном изменении общества. Понятно, что и социальная революция не происходит вдруг, мгновенно, как «просветление» согласно учению южной школы дзен (хотя и к этому мгновенному просветлению также ведет долгая дорога), и подобная борьба пролетариев совершенно справедливо всегда рассматривалась в марксизме как путь к революции, как подготовка к ней. Да и даже без таких планов кажется, что хоть какая-то активность все-таки лучше, чем вообще никакой... Но все опять же гораздо сложнее.

Дальнобойщики не ставят своей целью совершение социальной революции. Они и не заявляют о себе как о какой-то политической силе. Ничего даже близкого к этому не наблюдается.

Достаточно прочитать их Манифест. Требования «снять Роттенберга (министра, большого чиновника) - не имеют никакого отношения к социальной революции. Главная задача дальнобойщиков - по-лучше интегрировать в существующую капиталистическую систему. Требования, сводящиеся к сохранению или увеличению «личного дохода», имеют мало общего с действительно революционным вопросом о пересмотре и изменении всей системы распределения, самой системы социально-экономических отношений.
Да, нужно чтобы простой человек больше зарабатывал, чтобы у него хотя бы оставалось больше денег, например, на медпомощь (в условиях коммерциализации медицины тем более), но зачастую стремление к большим заработкам приводит к тому, что, скажем, покупается большой и дорогой телевизор по которому эксплуатируемый будет смотреть передачи про то «как живут богатые и знаменитые», сериалы и фильмы, пропитанные буржуазной пропагандой, телешоу, ну и конечно же выступления Путина.

Другой момент: если человек (работник) идентифицирует себя со своим «личным интересом», если он действует и мыслит как человек экономический, то никакая социальная революция, никакие системные преобразования ему и не нужны.

Не ставлю цели сейчас здесь все это разворачивать дальше, но подобные действия и подобные протесы просто УЖЕ вписаны в рамки существующей системы. И они ей же и порождены. И надо уметь не только выходить за рамки существующих и уже мешающих развитию отношений, но и выходить за рамки попыток выйти за рамки, которые лишь способствуют упрочнению и воспроизводству прежних рамок. А так... борьба с проблема может запросто становться частью этих же проблем.

Менять общество - это непросто, этому нужно учиться, нужно менять и мышление, мировоззрение, расширять его, делать более гибким. Нужно учиться коммуницировать, объединяться.

Тема эта конечно очень непростая. Хорошо известно, какие острые и жаркие велись споры о рабочем и революционном движении еще с начала и середины прошлого века. И у нас, и среди евровлевых, и всех прочих интеллектуалов и активистов. Сколько всего уже было сказано, от ленинской теории, до фрейдомарксизма, делезовского шизоанализа или проекта Эдгара Морена... Нет смысла здесь все перечислять, хотелось высказаться по поводу актуальных событий.

Сложная ситуация у нас сейчас, противоречивая, запутанная. «Перевести энергию протеста в революционное русло» - этот призыв звучит как магическое заклинание. Для этого по-идее нужна партия, а ее нет. К КПРФ доверия нет, новые левые группу объединиться не могу, как не могут привлечь к себе больше сторонников, и это, быть может, и не их вина. А как ты привлечешь сторонников, если в обществе воспроизводится недоверие, апатия, различные защитные реакции и пр. Тут можно и вопросы, поставленные Бодрийяром в эссе « В тени молчаливого большинства или конец социального» вспомнить.

Ясно, что общество раздирается глубинными противоречиями и конфликтами, и классовые противоречия есть, а даблбайнды, и проблемы языка и т.д. Общество не статично, оно постоянно меняется, оно находится в динамике, система нестабильна. Но вот как и куда оно меняется, это большой вопрос.

И не хочется ни впадать в бессмысленный по сути пессимизм («все плохо»), ни в не обоснованный оптимизм и беспочвенные односторонние ожидания.


Ясно, что действия дальнобойщиков это реакция на циничную разнузданность капитализма, но вот на что она направленна, к чему приведет, как и что будет меняться... все это большой вопрос.

И я совсем не утверждаю, что укрепление капитализма является неизбежным результатом происходящих событий.

«Хозяин может эксплуатировать их (пролетариев) до смерти, но настоящего господства над ними он достигнет лишь тогда, когда заставит каждого из них отождествиться со своим индивидуальным интересом и стать бухгалтером и капитали­стом своей жизни. Тогда он будет настоящим Господином, а рабо­чий — рабом.» Бодрийяр.

Кагарлицкий также здравую статью написал

"Не стоит думать, будто бунт дальнобойщиков сможет изменить общество, но то, что он нарушил существующее социальное равновесие и создал новую ситуацию, очевидно. Впервые с 2005 года власть будет либо вынуждена уступить массовым низовым требованиям, либо спровоцирует ещё более масштабный кризис, теперь уже политический. Но в отличие от 2005 года, когда ресурсов для проведения политики «социального умиротворения» в стране было достаточно, теперь даже компромиссное решение не будет означать конца кризиса."


Tags: антикапитализм, марксизм, постструктурализм, протест, революции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments