al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

почему кризисы никого ничему не учат


или самоубийственное капиталистическое воображаемое

Итак, Минтруд сообщает: 631 тыс. человек могут быть уволены, говорят также и том, что при цене нефть 20 долларов в стране может начаться паника и т.д. Но это на самом деле не самые плохие новости, ибо если есть навык понимания системной природы проблем и их решения, возникающие проблемы не так страшны, гораздо хуже если этого навыка нет, если люди ничему не учатся. И все обстоит именно так, причем не только в случае российского общества, но и в масштабе всего человечества.

Но формулировка «люди (общество) ничему не учатся» - неверна. Люди обучены не обучаться, вот в чем дело. Иными словами, они застревают на самом простом уровне обучения, на котором ты, грубо говоря, полностью живешь в Матрице, в иллюзиях, но не понимаешь этого.

Пример. Какие разговоры сейчас нередко приходится слышать в связи с ухудшением экономической обстановки:

«Представляешь, приходится работать по 12 часов в день, с одним выходным - Да, ну что же теперь поделать... - Да, нужны же деньги, нужно как-то жить, нужно чтобы все было как у людей... - Да-да, как-то будем выкручиваться - Да-да...»

И все. И ни одного проблеска мысли. Даже тени, проблеска мысли нет. Есть только циркулирование стереотипов и защитных реакций.

Как можно описать начальный уровень обучения (я здесь имею ввиду теорию уровней обучения Бейтсона)? Это обучение делать выбор из имеющегося набора альтернатив, который, как и сама ситуация в целом, воспринимается как нечто фиксированное и уже существующее, незыблемое (на этом моменте делаю акцент я).

Следующий уровень обучения предполагается возможность самостоятельно расширять набор альтернатив твоих действий, видеть другие существующие или самому создавать новые варианты действий, новые пути. А это в свою очередь предполагает другое восприятие реальности и себя как ее части, другое мышление, а также понимание того, что сама ситуация в которой надо делать выбор не является фиксированной и навечно кем-то созданной до тебя, и что твое восприятие может быть очень даже ограниченным.

Вернемся к ситуации на капиталистическом рынке труда. С чем мы на нем сталкиваемся? С очень реальной возможностью остаться без работы, гарантированной занятости (реализации права труд для каждого) при капитализме нет. Значит, чтобы не остаться без работы, мы можем быть либо наемными работниками, либо попытаться стать предпринимателями. Оба выбора несут в себе хорошо известные (особенно всем левым и просто критически мыслящим людям) риски и последствия. В первом случаем нам нужно, например, думать о необходимости «произвести впечатление» на работодателя, понравиться ему, о том на что можно пойти ради того, чтобы не быть уволенным или чтобы больше заработать.

Вот это и есть тот самый фиксированный набор альтернатив и одновременно пример крайне узкого (даже ошибочного) мышления. О том, что социальная ситуация постоянно конструируется и самовоспроизводится, думать не хотят. Ведь это означает, что те путы, та паутина, в которую ты попадаешь, она вовсе не есть что-то совершенное внешнее по отношению к тебе. На самом деле каждый из нас в какой-то мере (но не полностью, конечно) сам плетет сеть, в которую попадает. Точнее сказать, что каждый - это часть некоего процесса. Между «нами» и «условиями» - отношения петель обратной связи и принцип рекурсивной петли.

Понять это - значит сделать шаг от такого восприятия мира, в котором он выглядит как нечто фиксированное, как набор статических условий и отдельных объектов и предметов («Я» также воспринимается как статичная сущность), к творческому восприятию мира как постоянно меняющегося самосозидающегося сложного процесса, в котором все взаимосвязано и есть возможность для изменений, зависящих и от твоих усилий.

Но такому восприятию, такому мышлению и соответствующей жизни нужно учиться, обучаться.
А на деле происходит застревание на другом уровне, где каждая ситуация воспринимается как нечто фиксированное, уже заданное, по сути, мертвое.

И сделать шаг к возможности изменения социально-экономической системы люди не могут.

Примерно с такими же ошибками в восприятии и мышлении люди постоянно сталкиваются в случае психологических и семейный проблем.

Они думают, что, например, в отношениях можно либо командовать, либо подчиняться, они также пытаются втиснуть свои жизни отношения в попахивающие мертвечинкой))) «уже существующие» социальные и гендерные роли, традиции, ценности, нацепить на себя определения «нормы», «настоящего человека» и прочие продукты воображаемого (как это называл Касториадис).

В принципе, тут мы выходим прямо на системные человеческого общества. Если общество развивается по пути, где главное это экономический РОСТ (и вообще «рост»), рост количественных показателей, «развитие» техники и технологий, а главное - рост могущества тех, кто оказывается на верхушке иерархии и сохранение существующих отношений, то это все могут делать только люби, превращенные, как это назвал А. Зиновьев, в человьев. А эмерджентность на уровне части (Эдгар Морен) должна подавляться. Только превращенные в «зомби-работников» и «зомби-потребителей» (это конечно очень упрощенное и гротескное описание) могут подпитывать существующую Матрицу-общество. Пробуждение настоящего критическо и системного мышления, выход на более высокий уровень обучение ТАКОЕ общество, такую социально-экономическую систему обязательно разрушит. Может это будет точкой бифуркации при этом произойдет изменение Системы, а может и глубокий ее регресс, если не хуже.
Но к этому-то мы и идем. Уверенно идем.


Характеристика семейных отношений определенного типа из "Прагматики человеческих коммуникаций", вполне применимое и к социуму:

«Семейные отношения находятся на том уровне, где обычные правила здравого смысла и поведения не соблюдаются. Это лабиринты напряжения, ссор и примирений, чьей логикой является самопротиворечие, чья этика берет начало в свирепых джунглях и чьи ценности и критерии искажены, как искривленное пространство вселенной. Эта вселенная насыщена воспоминаниями — но воспоминаниями, из которых не извлекают никаких уроков, и насыщена прошлым, которое не предлагает руководства будущему. В этой вселенной после каждого кризиса и примирения время всегда начинается заново, а история всегда остается па нуле»



Tags: Касториадис, Эдгар Морен, антикапитализм, апокалипсис, системный подход, цивилизация, шизо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments