al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

О сериале "Миллиарды" и не только о нем.


Новый сериал «Миллиарды» - пока нравится. Есть о чем подумать. В том числе о некоторой переоценке роли кинематографа.

Вроде одна из главных тем — невозможность сохранять человечность в современном ультракапиталистическом обществе, о чем говориться практически прямо, только без называния капитализма капитализмом. «Многоэтажное лицемерие» (термин Р. Лэйнга) показывается во всей своей красе, как и человеческие отношения, основанные на тотальном недоверии и враждебности, на всепоглощающей конкуренции... Мы видим мир, главным правилом которого является отсутствие правил, кроме главного — полное подчинение интересам Капитала и его росту; правила легко меняются и переписываются в угоду главной цели.

Отдельно я не могу не выделить образ корпоративного психолога. Очень жалкий образ, являющийся просто насмешкой над пафосом настоящей науки, заключенного в словах «Познай самого себя». Сложно также не вспомнить реплику нашего марксиста А. Тарасова, назвавшего психологов, которые работают при бизнесе и на бизнес, жандармами при капитализме.

Здесь конечно надо заметить, что это мейнстримовское американское кино, поэтому мы не увидим там такого мастерства в передачи нюансов человеческих отношений и психологии, или атмосферы общества, как в фильмах Антониони и ему подобных.

Но внешне это довольно жестко критический фильм. Рефлексивный. Так даже и подмывает сказать — а не революционный ли? Конечно же нет.

Но вот интересный вопрос. Критический потенциал и рефлексивность как этого сериала, так и кинематографа в целом, не стоит переоценивать. На мой взгляд, «массовый зритель» в основном не воспринимает смыслы. Ему нужно бессмысленное зрелище — и именно в этом нужно искать смысл (причем нужно избегать уничижительных формулировок и коннотаций — стремление к «бессмысленности» на деле есть форма протеста, сложный и неоднозначный шаг в некоей сложной социальной игре, см. «В тени молчаливого большинства» Бодрийяра).

И проблема здесь, как мне кажется, не в той современной форме цинизма, о которой писал Жижек. Нет, что-то подобное действительно имеет место быть: «Сегодня, например, в эпоху цинизма, идеология может позволить себе обнаружить секреты своего функционирования и после этого продолжать нормально функционировать. Иначе говоря, разоблачение тайной машинерии идеологии ни в коей мере не влияет на ее эффективность.». Но кинофильмы или ТВ ничего не раскрывает полностью, до действительно разоблачения всей «тайной машинерии» в данном случае весьма далеко. И мы хорошо знаем, как легко и эффективно можно отвлекать внимание на проблемы, не являющиеся главными, переводить все на личности и т. д.

О «восприятии кинофильмов» «массовым зрителем» можно конечно писать все, что угодно, это очень размытая тема. Но я во многом согласен с мыслями, высказанными еще в «Диалектике просвещения» по поводу «индустрии культуры» и тем, как эта линия критической мысли развивалась. Особенно в плане того, как происходит сопротивление «масс» стандартизации, различных форм пропаганды и манипуляции, а также навязыванию смыслов. Вот и появляется стремление к «бессмысленной зрелищности». Другой вопрос, к чему это все в целом ведет...
Но я почти не сомневаюсь, что даже если либо по американскому, либо по любому другому капиталистическому ТВ, начнут показывать революционный сериал в духе «Ленин в Октябре», хорошо снятый, с сильными актерами и пр., то и это вряд ли будет иметь заметный революционный эффект. Он также будет восприниматься как зрелище.

Что касается «Миллиардера», то в нем действительно можно увидеть более яркую (пусть даже внешне) жизнь в сравнении с той, что приходится вести кассирше или рабочему на конвейере, бухгалтеру или водителю... И здесь не так важно, что на экране — космические битвы, нашествие инопланетян, вымышленное средневековье, супердетективы или супермены, или вот миллиардеры...

Что касается демонстрируемой патологической коммуникации, то и здесь можно найти огромный океан возможностей для идентификаций и проекций, особенно ты сам застрял в том же самом.


Tags: Бодрийяр, антикапитализм, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments