al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

«Изобретая будущее: посткапитализм и мир-без-работы»

Интересное интервью с очень интересным автором.
Близкое мне направление левой мысли. Насчет большой роли воображения - поддерживаю полностью. Но только это должно быть не "карманное" воображение, прислуживающее в данном случае капиталистической системе, а воображение, способное видеть и переступать ограничивающие рамки, способное созидатьдействительно новое, а не служить капитаталу. Но я при этом не отвожу ему совсем уж центральную роль, я за системный взгляд. "Человек" - это и мышление, и эмоции, и воображение и... социальная среда, и история и пр. Но без воображения никуда. Без него люди остаются в болоте "реального", со всей его "трудовой этикой", стремлением к статусу, к потреблению, к бездумной "адаптации" и пр.

Изобретая будущее с Ником Срничеком
В 2015 году в издательстве Verso, которое позиционирует себя как «наиболее независимое и радикальное в англоговорящем мире», вышла книга Ника Срничека и Алекса Уильямса «Изобретая будущее: посткапитализм и мир-без-работы». В центре книги утверждение и вопрос: неолиберализм, несмотря на аскетизм, нестандартные формы занятости и задействование всех человеческих и технических ресурсов, не работает; но есть ли что-то вне неолиберализма и капитализма? Насколько вообще необходим человеческий труд? В критический прицел попадает трудовая этика, претендующая на естественность и неизбывность и финализирующая существующую форму экономических отношений и ее материально-технические основания. Общая формула трудовой этики: вознаграждение привязано к труду (и, в конечном счете, к страданию). Несмотря на то, что современное общество модифицировало эту формулу, сделав работу главным средством самореализации, за последнюю работнику (каковыми являются все) приходится расплачиваться неврозом и объективацией в качестве участника конкурентной борьбы, вне которой человек себя просто не мыслит. Но не пора ли вообразить Новый Мир?
О дерьмоработах и мире-без-работы, о посткапиталистической технике и спекулятивном реализме, о параличе воображения, политическом насилии, автоматизации и планах на будущее мы поговорили с Ником Срничеком (Nick Srnicek), любезно согласившимся ответить на вопросы PPh | Pop-Philosophy!.

...
- Вы пишете, с одной стороны, о сегодняшнем параличе или даже отсутствии воображения, а с другой – о необходимости снова взломать будущее, переоткрыть его и заново сконструировать. Таким образом, возможность будущего связывается с воображением: если мы не оживим его, нас ожидает лишь «медленное дробление, движущееся к примитивизму, бесконечному кризису и планетарному экологическому коллапсу». Не слишком ли много доверия воображению? К тому же девиз о раскрепощении воображения можно встретить сегодня, скажем, в офисах крупных компаний, которые рады использовать его для увеличения прибыли. Я к тому, что сам капитализм насквозь пронизан Воображаемым, которое, несмотря на свой возможный паралич, все же работает.
Просто воображать будущее – этого никогда не будет достаточно для того, что перенести нас в будущее. Но это ключевой пункт, который по большому счету исчез за последние десятилетия у левых. В значительной степени это произошло из-за изменений в материальных условиях – из-за, в широком смысле, бессилия и поражения левых. Но в то же время мы имеем стремительно изменяющийся технологический мир, который производит потенциал новых перспектив. Капитализм, когда он задействует воображение, попросту оживляет его внутри логики накопления. Капитализм говорит: можно вообразить что угодно, но лишь в пределах, где у нас сохраняется товарное производство, погоня за наживой, свободный рынок и наемный труд! Вы видите этот же шаблон и в отношении гендера – тип узколобой научной фантастики, в которой мы воображаем инопланетные цивилизации и кибер-трансформации, описывает все те же семейные отношения с традиционными гендерными ролями.

- Хорошо. Одно из препятствий для воображения – это, по вашему, трудовая этика. Когда и почему она изжила себя?       
Ok. One of obstacles for imagination, in your opinion, is the work ethic. When and why has it exhausted itself?
Трудовая этика, к несчастью, еще не изжила себя. Во всяком случае, она все в большей степени доминирует, в частности, в наших гипер-индивидуализированных обществах. Она создает для людей определенный смысл: сосредоточение на карьере и определение себя через успех на рабочем месте, когда это и есть наиболее широко распространенная мера успеха. Итак, проблема, которая стоит перед проектом пост-работы, заключается в том, что люди тесно привязывают свою идентичность к труду – будь то в форме конкретной работы, которой они заняты, или же в форме основного требования: каждый должен работать (на другого). Но этот акцент на труде идет вразрез с изменениями, которые претерпевает сам капитализм – а именно, общей неспособностью создать достаточное количество рабочих мест, тем более не говоря о достаточно хороших рабочих местах. Таким образом, труд остается доминирующим идеалом – как раз тогда, когда его возможность сворачивается. Это то противоречие, которое проект пост-работы должен будет усилить, чтобы трансформировать сам здравый смысл.

Tags: антикапитализм, постмарксизм, труд
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments