al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

нарративная терапия

Нарративная терапия - это близкое мне направление. Кажется, оно притягивает людей, склонных к гибкому и свободному мышлению.
Джилл Фридмен и Джин Комбс. Конструирование иных реальностей. Истории и рассказы как терапия.

"...Как бы то ни было, люди — это не механизмы. Когда к ним подходят как к объектам, о которых мы знаем истину, их опыт часто подвергается дегуманизации. Они могут ощущать себя машинами на сборочной линии. Кроме того, хотя пилюля или процедура могут улучшить функционирование человека, он может начать думать хуже о себе самом. Нам встречались люди, которые, в результате применения антидепрессантов, лучше спали, становились более энергичными и меньше плакали. Однако в то же время они ощущали себя сломленными или неполноценными, поскольку для их функционирования “требовались” лекарства. * [Мы не против медикаментации. Мы также не против клинических исследований или поименования проблем. То, против чего мы выступаем, это использование медикаментации, исследований, открытий или диагностической терминологии, которые применяются в механизированной, шаблонной и/или дегуманизирующей манере.] “Объективность” модернистского мировоззрения, с его акцентом на фактах, воспроизводимых процедурах и правилах общего применения, с легкостью игнорирует специфические, локализованные смыслы индивидов. Когда мы подходим к людям с “объективностью” такого рода, мы рассматриваем их в качестве объектов, тем самым вовлекая их во взаимоотношения, в которым им отводится роль пассивных, беспомощных реципиентов нашего знания и умения. Говоря об этом, Кеннет Герген (1992, стр. 57) пишет:

... постмодернистские возражения направлены не против различных школ терапии, но лишь против их позиции авторитарной истины."

И про насилие тоже очень хорошо они пишут
Причинные объяснения насилия
фрагмент обзора книги Алана Дженкинса «Приглашение к ответственности»

"Западное индустриальное общество характеризуется иерархичностью, состязательностью, идеологией индивидуализма и индивидуального достижения (в противоположность сотрудничеству и взаимозависимости).

Самооценка индивида и его переживание успеха часто основываются на жажде статуса и власти и на обожествлении этих понятий. Вследствие этого люди стремятся к приобретению собственности, контроля и влияния как над неживыми, так и над живыми объектами, что описывается метафорой достижения успеха: «стать выше всех», «стать надо всеми».
Данной идеологии соответствует иерархическая структура социальных взаимоотношений, составленная из пар «начальник – подчиненный». «Начальники» достигли более высокого статуса, привилегий, почета и уважения со стороны «подчиненных». Эти ценности реализуются в политике, экономике, семейной жизни и образовании.

Стремление к статусу и привилегиям часто реализуется безотносительно к последствиям и влиянию на других людей и окружающую среду. В движении к успеху приемлемо и даже хорошо быть «агрессивным», «напористым», искать слабые места других людей и эксплуатировать их, чтобы «победить» или «обставить» кого-то. Достигшие «верха» понимают, что должны защищать свое положение от тех, кто подступает к ним «снизу», от соперников. Мир превращается в поле брани, где есть только победители и побежденные, где воплощается «право сильного». Соперничество и связанные с ним ценности и принципы поддерживаются за счет того, что страдает все, что связано с сотрудничеством: эмпатия, взаимное уважение, забота, доверие, отзывчивость, готовность делиться, альтруизм и равенство.

Социальные структуры, убеждения и нормы, поддерживающие движение к индивидуальному статусу и привилегиям без ответственности за благополучие других, — все это очень мешает уважительным, внимательным взаимоотношениям.

Определенные формы насилия и сексуальной эксплуатации узаконены и санкционированы в нашей культуре, так как считается, что они способствуют достижению «высших» целей, какому-то «благородному» делу. Насилие часто используется для продвижения той или иной политической идеологии. Это называется довольно часто «борьбой за мир», или, еще более парадоксально, «принуждением к миру». Насилие часто считается оправданным ради наказания преступников или политических «несогласных». В спорте, рекламе, книгах и фильмах мы часто видим различные «оправдания» насилию и жестокости.

Система образования, юриспруденция, политика и религия часто не способствуют тому, чтобы человек брал ответственность за свое насильственное поведение; они не обеспечивают необходимого для этого отклика и санкций. Есть множество прецедентов, подтверждающих это."


Tags: власть, нарративная терапия, насилие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments