al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

о Харуки Мураками

Читать Мураками я начал относительно недавно и впечатление от его книг, в целом, очень положительное, хотя и не без шероховатостей, так сказать. Психологизм, проблемы человеческих отношений, экзистенциальные темы и, конечно, выраженная антибуржуазность - все это мне очень понравилось. Рекламная шумиха, когда его начали продвигать на рынке, вызвала у меня как обычно резкое отторжение. Сейчас же я прочитал его всего, за исключением рассказов, и не пожалел.
Я не вижу смысла в разговорах (или заявлениях) типа - это хорошая/плохая литература/кино, мне интереснее другое направление - нравится/не нравится, и почему. Но если уж все-таки пытаться как-то классифицировать, то, на мой взгляд, Харуки Мураками не стоит относить к так называемой поп-культуре. Насколько его можно соотносить с тем, что принято называть «настоящая (великая) литература» - это вопрос открытый и каждый его решает по-своему. (я тут постарался, как мог, сказать об относительности границ и классификаций, а также сделать акцент на роли творческого восприятия).

Итак, что мне понравилось. Воспринимал я его истории прежде всего с точки зрения психологии, экзистенциальных проблем, психологии отношении, а также отношений с социумом. Понравилось также его умение преподносить это в форме очень интересных историй, его романы интересно структурированы. Недаром Мураками признавался, что очень уважает классиков детективного жанра, в смысле умения строить повествование. И у него это не производит впечатление чисто технического использования известных приемов, например, истории в истории, обрывание одной истории, начало другой, затем третьей и т.д.
Что касается психологии, то я увидел в книгах Мураками много созвучий с Р. Лэйнгом, Фроммом и франкфуртской школой, экзистенциализмом, гуманистической психологией, Юнгом... примерно так. С психоанализом в гораздо меньшей степени, что, признаться, порадовало. Психологию отношений (коммуникации) Мураками также неплохо понимает, но мне сложно сказать, насколько он знает, например, теорию системной семейной терапии.

При этом, безусловно, его произведения ни в коей мере нее являются иллюстрацией к какой-либо красивой психологической или психотерапевтической теории и я совсем не приветствую попытки подогнать какую либо книгу или фильм под Фрейда, Юнга, Лэйнга или, скажем, Лакана.
Я поддерживаю концепцию открытого произведения У. Эко, идею множественности интерпретации, бесконечной интерпретации, и мне также очень нравится теория активного воображения. К тому же, сам Мураками говорил, что пишет исключительно по наитию, никакого тайного смысла в свои произведения не вкладывает, и даже не может рационально объяснить смысл каких-либо образов из своих книг, типа Человека-Овцы. Ну и замечательно.

Все сюрреалистическое и фэнтезийное у Мураками я воспринимал как что-то вроде декорации к историям об очень сложном внутреннем поиске, самопознании, о нелегком созидании человеческих отношений и об отношениях человека и социума, особенно с его разрушительными сторонами.
Лично мне из его книг больше всего понравились наиболее близкие к «реалистичным» - «К югу от границы на запад от солнца», «Мой любимый sputnik», «Норвежский лес», «Бесцетный Цкуро Тадзаки...»... ну вот «Кафку на пляже реалистичным» конечно не назвать))
Несмотря на выраженное присутствие Мураками темы смерти, несмотря на большое количество самоубийств и ранних, драматических смертей и весьма мрачных эпизодов, произведения Мураками удивительно человечны. С какими бы проблемами не сталкивались его герои, какие бы ошибки они сами не допускали, в конечно итоге они как правило находят путь друг к другу и не утрачивают желание жить и внутренне развиваться.
Переводчик даже жаловался на то, что Мураками слишком много пишет о смерти, тяжело все это, но... не знаю. У тех, что уже ранее сумел погрузиться в глубины (и вынырнуть из них)) экзистенциализма и экзистенциальной психологии, вряд ли останется впечатление, что у японского писателя с этим перегиб.
Как он пишет о человеческих взаимоотношениях - очень понравилось. О противоречиях, травмах, о ранимости, о том как отвержение может разрушать человека, но, главное, о построении отношений на основе доверия, уважения, равенства.
Экзистенциальное - о поиске, а точнее о создании смысла жизни, тоже очень неплохо.
Герои у него очень много рефлексируют, задают себе и не только сложные вопросы, а порой болезненные и неожиданные, меняют свое восприятие мира и себя... хорошего и полезного психологизма у него действительно много. К нарративной терапии все это тоже близко. Мураками сам говорит о том, что истории способны исцелять.
Юнгианцам, вероятно, интересно его читать. Но я думаю тут ближе постюнгианство, то есть на грани с постмодернизмом. У Мураками нет вторжения «настоящей реальности» или «Истины», у него все рассыпается на множество реальностей, скорее историй о реальности. Для активного воображения здесь простор.
И, конечно, Мураками антибуржуазен. Ну, на мой взгляд. Он вообще очень критически настроен к определенным сторонам социума и тенденциям. Не любит власть, неравенство, правых, консерваторов и всех тех, кто подавляет и использует в своих целях других людей, не любит он также ограниченность, нетерпимость и отсутствие воображения. Критически он также настроен к стратегии на «адаптацию» к социуму, впрочем как и к бессмысленному бунтарству. «Нормальная» жизнь героев у него все-время ломается, как и все прочие иллюзии о «порядке» и пр., все стереотипы - постоянно что-то вторгается в «нормальную» жизнь)) Герои Мураками совершают поступки, выходящие за рамки представлений о рациональности и полезности, странные и просто "безумные" поступки, и именно это приводит их к прорыву за ограничивающие рамки. И вся эта работа с вроде бы забытым и ненужным, но возвращающимся, или какие-то "странные" "пространственные участки" - колодцы, странные номера или даже этажи в гостиницах и т.д. - все это составляет интересную и живую ткань книг Мураками.
Левым, судя по всему, симпатизирует, но дистанцируется от них, скорее всего, видя их ошибки и зачатки авторитаризма в политических движения. Можно, конечно, предъявить ему претензии по поводу эскапизма, но... он же не агитирует никого бежать от социальной действительности. Одно другому не мешает - исследуй себя и занимайся социальным активизмом, это дело каждого, никто не запрещает)) Но если люди плохо разбираются в себе и других, не умеют строить человеческие отношения, то и социальные активисты из получатся такие, что...)))

В общем, Мураками стал интересным для меня автором. Хотел написать кратко, но не получилось. О шероховатостях не написал, но и так много получилось.
Tags: литература
Subscribe

  • Умберто Эко

    Не стало еще одного выдающегося мыслителя. У. Эко мне было читать и интересно, и легко. Это относится и к прозе, и к научной литературе, и к его…

  • о сериалах. и о восприятии кинофильмов

    Мой условный список сериалов, которые мне наиболее понравились. «Lost» («Остаться в живых») остается на первом месте и с…

  • "Открытое произведение" У. Эко

    Умберто Эко «Открытое произведение». Надо еще иметь ввиду, что эта книга вышла в свет в 1962г. На мой взгляд, «Открытое…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments