al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Информация о коррупции как тест

Любая информация, любое послание - это тест. Тест на наше умение декодировать послания, тест на наше мышление. С сообщениями о коррупции все то же самое. О чем мы говорим, когда говорим о коррупции? Об отдельном явлении, якобы неизвестно откуда взявшимся или «просто» существующим, об отдельных «плохих парнях»,или все-таки о системных проблема, об отношениях и т.д.
Это тест и для марксистов и левых любой «ориентации», а также для всех тех, кто стремится мыслить системно и комплексно, контекстуально.
Как мы воспринимаем мир и социум, что мы видим - отдельные объекты (сущности) и явления, или отношения, связи, паттерны, процессы, контекст?
У левых и системщиков, полагаю, позиция по данному вопросу должна быть как минимум схожей.

Коррупция всегда будет «органической» частью капиталистической системы. Там, где существует тотальная власть капитала, денег, товарно-денежных отношений, неизбежно будет появляться и коррупция. Да все пронизывается идеологией капитала. Как питал постоянно стремится к росту и ускоренному обращению. Как отмечал Бодрийяр, даже многие наши представления о психическом, бессознательном, сексуальном, желании и т.д. - все они порождаются движением капитала. Теории и термины, которыми пользуются многие психологи, психотерапевты и психоаналитики, являются, по Бодрийяру, ни чем иным, как «психической метафорой капитала».
«...принуждение к ликвидности, к перетеканию, к ускоренному обращению психического, сексуального и телесного... необходимо, чтобы капитал пребывал в обращении, чтобы сила тяжести и вообще любая фиксированная точка исчезли, чтобы цепочка инвестиций и реинвестиций не прерывалась...».

К. Лаваль в своем исследовании «Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма» наставал на необходимости анализа «исторического фундамента утилитаризма», на котором и стала выстраиваться неолиберальная концепция «человека экономического», в основе действий которого лежит так называемый Личный Интерес (экономический, естественно).
«...в этой книге мы попытаемся ответить на следующий вопрос: каким образом, при каких условиях, благодаря возник­новению какой проблематики утилитаризму удалось создать заслуживающий доверия образ человеческой, моральной и по­литической реальности, который навязывается нам сегодня?»

Понятно, что коррупция - это плохо. Но надо прежде всего понимать, что в рамках существующей системы она закономерна и, более того, она негласно поощряется, так как главное в капиталистической системе - это победа в конкурентной гонке за деньгами, победа любой ценой. И «цель оправдывает средства». В капиталистическую конкурентную гонку прочно встроено понимание того, что главное правило здесь в отсутствии правил. Сейчас это редко открыто проговаривается, но каждый участник такой конкурентной гонки как минимум подспудно понимает, что соперники в любой момент могут переступить официальные правила и законы, и что именно такая стратегия может обеспечить им преимущества (и тут, кстати, начинают работать механизмы проекции и проективной идентификации); а подходящих примеров в истории человечества можно выудить очень много.
Но все еще сложнее. Социально-экономическая ситуация капитализма ставит человека в по сути даблбайндовую ситуацию - если ты идешь к деньгам, к наживе, любым путем, тебя можно обвинить в аморальности и даже в преступлении, но если ты не готов к такой конкурентной борьбе, значит ты слабак (инфантильный). В зависимости от ситуации можно сказать - и так плохо, и так не лучше. Но это отдельная тема.

Попытки «борьбы с коррупцией» в рамках существующей системы будут приводить только к усовершенствованию коррупционных схем. То же самое происходит с «борьбой с преступностью», а так же с борьбой с бедностью и неравенством в условиях капитализма. Как можно бороться с тем, что является основой системы, не пытаясь выйти за рамки системы? Это тогда не борьба с проблемами, а что-то совсем другое.

Кроме того, акцент на коррупции уводит от проблемы частной собственности. Конечно, основное противоречие капитализма обсуждать сейчас «не принято» - противоречие между общественным характером производства (и всех экономических процессов) и частнокапиталистическим присвоением его результатов. Как и утверждение Прудона «собственность уже кража». То, что любой капиталист обкрадывает наемных работников считает «нормальным» и «законным», а коррумпированность - это как-бы плохо. А ведь любой коррумпированный чиновник просто хочет будет похожим на капиталиста.
Иными словами, мы не хотим сказать, что о коррупции совсем нет смысла говорить. Важно понимать, что происходит если о коррупции говорят не как о системной проблеме, требующей изменения всей системы или ее полной замены, а как об отдельной проблеме, якобы неизвестно откуда берущейся (или используя фиктивные объяснения - «от жадности», когда жадность понимается как «индивидуальная черта», а не как поведение согласно контексту) и требующей, соответственно точечных мер. Тогда такой акцент на коррупции будет косвенно (но действенно) работать на воспроизведение капитализма.

Разговоры о коррупции, как и политике в целом, имеют порой что-то общее с группой игр, названных Эриком Берном «Какой ужас». Такие игры Берн также называл «времяпровождением». Понятно, что в этом случае речь не идет о том, чтобы что-то менять. Скорее, наоборот.
Если люди так или иначе поддерживают систему, основанную на деньгах, частной собственности, неравенстве и иерархии, то как же можно удивляться, что временами случаются «злоупотребления»? Относиться к социальному неравенству, к возможности частнокапиталистическим способом присваивать результаты коллективного труда, к существованию самой буржуазии как класса, а также существованию группировки сверхбогатых и сверхмогущественных и другим особенностям капитализма как к «естественным», «нормальным» или даже как к «эффективному», и одновременно удивляться и возмущаться проблемам вроде коррупции - есть в это что-то одновременно и наивное, и фальшивое, и что-то от «расколотого Я». И здесь самое время вспомнить, что если какие-либо способы борьбы с проблемой долгое время не приносят должного результата, значит, скорее всего, такая «борьба» с проблемой становится частью самой проблемы; причем речь идет о способе восприятия и осмысления проблемы.
Tags: антикапитализм, власть, коррупция, шизо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments