al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

"Перебои в смерти"

Жозе Сарамаго. Удивительная книга. Жизнь и смерть, много сложных метафор и сюжетных линий, которые очень интересно друг с другом соотносить и связывать. Книга-загадка, в которой каждый видит свое, а точнее создает что-то (а не открывает «вложенные» смыслы) свое, если, конечно, есть навык к такому чтению.
Две такие разные части. Первая - настоящая социальная сатира, трагифарс. Умная философско-психологическая ирония над дегуманизированными человеческими отношениями, над социальным устройством (и, конкретно, над капитализмом), над неспобностью общества даже задаться вопросом - а что же с нами происходит? (почему люди не умирают), вместо чего мы видим сансарическую суету власть имущих (от политиков до влиятельных богословов), направленную на сохранение своей власти (то есть тут высмеивается и утилитаризм)... Много чего там еще у Сарамаго.
Понятно, что «приостановка смерти» не создала проблемы, но лишь высветила существующие (системные). Сравним с мыслью из «Слепоты» - «мы были слепы и до слепоты, поэтому не прозрели». (примерно так).
У каждого автора свои сквозные темы, которые кочуют из произведения в произведение.

Вторая часть - резкий контраст, в том числе и по стилю. И тут уже надо думать, включать мозги, включать воображение. Вот эта неожиданная любовная история - что это?, в контексте первой части. Человеческие отношения и любовь способны возникнуть (как некий эмергентный феномен?) даже там, где, казалось бы, их не должно быть? И, возникнув, они смогут «дестабилизировать» (показать ее истинную суть) окружающую систему?
Другая возможная тема здесь - это представление о «порядке вещей». Мы же, так сказать, имеем дело с понятиями о порядке (образом порядка), и только. Поэтому, в данном случае, тема нарушения «естественного порядка вещей» имеет совершенно очевидный посыл - займитесь ревизией своего мышления и восприятия, займитесь-ка эпистемологией)) А то к вам придет смерть. Смерть творческого мышления и восприятия.
Но это все очень кратко о сложном.

И здесь сложно не провести параллели, например, с «Книгой имен» Сарамаго.
Многие темы пересекаются. «Книга имен» - тоже удивительное произведение. Сложное, многоуровневое.
Жизнь и смерть. Возможность рождения человеческого в абсурдном кафкианском универсуме. Все весьма тонко, построено на нюансах, намеках... Как он хорошо пишет от отчужденности и безразличии - никто не знает почему молодая еще женщина покончило с собой, никто не знает, что случилось с соседкой, куда ее увела скора... Но это это можно перерасти! Даже в том кафкианском мире. Учиться эмпатии, сопереживанию, взаимопомощи, доверию, в том числе и самому себе...
В «Книге имен» Сарамаго также «обрушивается» на традиционализм и консерватизм, на стремление к жесткой иерархии. В конце я даже ждал от него большего, думал, что Смотритель архива сам давно занимается чем-то «странным»)), но это конечно так, не главное)) Главную идею он обозначил - ризома возможна и в кафкианском замке. Не потеряться бы...)))
Tags: литература, литобзор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments