al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

перевод "Зеркала производства"

Начат перевод «Зеркала производства» Бодрийяра, вроде бы. Очень хорошо. Начало и продолжение.
Не могу сказать, что во всем согласен с Бодрийяром, на такое вот направление критической мысли поддерживаю полностью. К тому же, на мой взгляд, Бодрийяр не имел цели опровергать или дискредитировать марксизм во имя капитализма и неолиберализма, или там сохранения какого-то иерархического и репрессивного социального порядка, или во имя создания новых иллюзий и мистификаций, вовсе нет. Нет, это именно работа радикальной критической мысли, нацеленной на более полное понимание мира и нас самих, а также на совершенствование самого мышления; понятно также, что на этом пути неизбежны и ошибки, и очередные заблуждения. Для меня совершенно очевидно, что марксизм, и как критический анализ капитализма, и как теория социального развития, нуждается в творческом пересмотре ряда его пунктов. Не буду утверждать, что Бодрийяр в данном случае прямо во всем прав, я отношусь к его текстам как к попытке проблематизации, а не к утверждению «истины».

Кое-что явно ускользнуло от радикального анализа и осмысления. Производство, фантазм производства, романтизм производительности, потребительная стоимость — тут есть о чем еще поразмыслить. Бодрийяровский критический анализ всего этого весьма интересен (мне), хотя я и не во всем с ним согласен. Надо избегать магии натурализации, естественности, сведение к природному… И в этом все они — и Маркс с Энгельсом, и Бодрийяр, Барт, Жижек и пр. - все они члены одной, так сказать, команды, революционной.

«Везде правит продуктивистский дискурс, и в независимости от того, есть ли у этой производительности объективная цель или она обслуживает самую себя, повсюду производительность выступает как форма ценности. Это одновременно лейтмотив системы и радикального вызова ей, и такой консенсус вызывает наше подозрение.»

Я бы на эти проблемы посмотрел с точки зрения психологии. Производство и производительность нередко слишком сильно напоминают вирусную идею. Как можно сомневаться в этих понятиях, как можно не поддерживать режим производства!, они же так «естественны» и так важны! Прямо как поклонение богу или богам)))

Насчет потребительной стоимости. Еще после прочтения «К критике политической экономии знака», мне пришла в голову мысль, что стремление верить в потребительскую стоимость связано с психологией отношений. Люди хотят быть полезными для других, для значимых других, это глубинная и фундаментальная потребностью. То есть эта самая потребительная стоимость товара, вещи, ее полезность — это проекция желания также иметь неотчуждаемую полезность и ценность для других, желания, что нас не обменяют с легкостью на других или на другое, нечто более «полезное», или не выкинут вообще на свалку))) Эта моя идея из разряда — надо развивать и обдумать; гипотеза, иными словами. При этом «полезность» обычно соотносится с некими «чертами характера», «внутренними качествами», а не со способностью устанавливать отношения; т.е. полезность приобретет свойства сущности и тут мы подходим к спору между известными парадигмами, а это отдельная история.

О производстве и производительности. Быть может люди в первую очередь хотят производить себя? Бодрийяр об этом пишет, но пока не совсем понятно как, переведено мало. Или хотят производить других, манипулировать ими, пытаясь скрыть собственную экзистенциальную пустоту. Или просто хотят быть «хорошими», тупо приспосабливаясь к внешним предписаниям — говорят «надо больше производить», значит буду производить. Производство - «штука» конечно интересная, я совершенно не хочу сказать, что «вообще» плохо, самое главное — что под эти понимается и какую роль оно играет в системе.

Пока хочется перефразировать ироничную фразу Курта Воннегута «Чтобы ученые не создавали, все равно получается бомба» - чтобы люди не производили, все равно получается оружие». Оружие одних против других. Произведенное используется в целях установления власти и эксплуатации. Кто больше производит, у того больше оружия и экономической мощи, чтобы вести войны. И эту идеологию как-то охотно и бездумно подхватывают и угнетенные, и эксплуатируемые, которые не восстают против буржуазии, а поддерживают войны, развязываемые буржуазией. Можно, наверное, сказать, что производят «не то» (не свое собственное мышление и жизнь), но все еще сложнее. Пока люди не разобрались в отношениях друг с другом, а также в своей психологии (и бессознательном), будут воспроизводится все проблемы и конфликты.

А с производством надо конечно разбираться. Много здесь проблем и вопросов. Экономика вообще представляет собой сферу, чрезвычайно насыщенную разными мистификациями, проекциями и т. д. Ну, как тут Касториадиса не вспомнить, все есть воображаемые установления...

Предписание быть производительным и эффективным порождает ответную реакцию, которая проявляется, например, во всплесках разрушительности (антипроизводительности), апатии и т. д.

Проблемы таким образом здесь могут быть связаны как с самим «производством», так и с предписаниями, в т.ч. и парадоксальными, с командным аспектом коммуникации.

Tags: Бодрийяр, Касториадис, антикапитализм, марксизм, постмарксизм, психоанализ
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments